Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из кризиса потребовал радикального обновления финансо-вой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось при-нятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего об-щие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функциони-рования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретиче-ских и законодательных основ и реальной практики функционирования бюд-жетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность
Глава 3:
Должного контроля за тем, как правительство, областные (республикан-ские) или муниципальные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что порядок такого контроля не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей федераль-ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, прово-дит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, нормативных пра-вовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.
Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РФ может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в наруше-нии закона «О федеральном бюджете». Неоднократно высказывались предло-жения, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чи-новников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административ-ного и Уголовного кодексов).
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подкон-трольным общественности весь процесс составления плана расходования бюд-жетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выпол-няться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до не-больших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет дол-жен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в России наталкиваются на глухое сопротивление.
Заключение:
Бюджетная политика связана с разработкой и использованием государст-венного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономиче-скому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рацио-нального планирования государственных расходов.
Бюджет должен быть реальным - это первое условие нормального функцио-нирования экономики. У истоков бюджетных неплатежей лежит нереалистич-ное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня ре-ального ВВП и, соответственно, доходов бюджета. Мнимые (записанные в про-екте бюджета) доходы распределяются по статьям расходов. На практике это приводит к необходимости секвестировать (урезать) расходы по ходу выполне-ния бюджета, а значит, к росту неплатежей, полному хаосу в управлении бюд-жетной сферой, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Возможность одним дать деньги, а другим отказать по причине их отсутствия (хотя они и расписаны в бюджете именно для данной цели и данного бюджетополучателя) служит пита-тельной средой для коррупции.
Чтобы бюджетные расходы на социальные цели были эффективными, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субсидируемыми услугами государства в области здравоохранения, образования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать та-кие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюджета, одна-ко важно не перегнуть палку.
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подкон-трольным общественности весь процесс составления плана расходования бюд-жетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выпол-няться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до не-больших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет дол-жен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в России наталкиваются на глухое сопротивление.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: