Введение:
Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного ме-ханизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способ-ствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом. Поэтому исследование общего и особенного в системах органов государствен-ной власти на разных этапах исторического развития государства является од-ной из важнейших задач историко-правовой науки. Анализ исторических осо-бенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России, что определяет важ-ность и актуальность выбранной темы.
В эпоху проведения реформ органов государственной власти следует отда-вать отчет о важности исторического прошлого во всем последующем развитии государства и общества. По справедливому замечанию П. И. Новгородцева, «чтобы обладать жизненным значением, принципы и институты должны иметь корни в действительности и хотя бы частично проявиться в истории» . Сказан-ное означает не столько возможность использования опыта прошлого, подчас несовместимого с реалиями настоящего, сколько учет тех особенностей органи-зации системы управления и недостатков, которые проявлялись в практиче-ской, правоприменительной и иной деятельности приказов и при осуществлении права гражданами государства.
Глава 3:
В XIX веке было создано Министерство иностранных дел. Его аппарат со-ставлял часть бюрократической системы, сотрудники МИД продолжали рабо-тать по старинке. Вся система межгосударственных отношений была построена на личности императора. Дипломаты зачастую были вынуждены проводить в жизнь его решения, с которыми не были согласны. Основой для действий ми-нистра и его подчиненных были пометки и резолюции царя на важнейших ди-пломатических документах, направляемых к нему. На основе этих замечаний и устных указаний самодержца составлялись инструкции для послов, посланни-ков, консулов, поверенных в делах, представляющих Россию в различных стра-нах. Практически все дипломатические документы, а также личная переписка императора проходили через руки сотрудников центрального аппарата МИД. В большинстве стран не было постоянных дипломатических представительств, и для сношений с ними направлялись специальные миссии. Роль их глав и участ-ников была крайне важной, от них во многом зависел успех дела.
Заключение:
Тип чиновника первой половины XIX века сформировался под влиянием системы административного управления, к середине века получившей оконча-тельное завершение. Основанная на принципах строгой дисциплины, служеб-ной иерархии и признании высшего авторитета - неограниченной власти импе-ратора, эта система отводила довольно скромное место всем остальным струк-турам власти, рассматривая их лишь в качестве беспрекословных исполнителей высочайшей воли. Характеризуя период правления Николая I, историк А. Е. Пресняков отмечал, что "императорская власть создала себе при нем яркую ил-люзию всемогущества, но ценой разрыва с живыми силами страны и подавле-ния ее насущных, неотложных потребностей". Деятельность государственной машины, обеспечивающей это иллюзорное могущество, была условной по ха-рактеру и канцелярской по содержанию. Приводивший ее в движение чиновник относился к низшей и самой многочисленной категории гражданских служа-щих. Чаще всего он происходил из среды подъячих, канцелярских чиновников, духовенства, реже - из податных сословий и, будучи выходцем из малообеспе-ченных слоев населения, был незащищен в материальном отношении. Граждан-ская служба для него - способ прокормить себя. Такой чиновник службу начи-нал с низших канцелярских должностей и к концу своей карьеры нередко дос-тигал чина коллежского асессора, а с ним - заветного потомственного дворян-ства. Иногда этот путь растягивался на два и даже три поколения. Жизнь и ус-ловия службы подвергали постоянным испытаниям нравственность чиновника, формируя, в конечном итоге, если не безнравственного, то очень терпимого в этом отношении человека.