Курсовая теория по теме: Роль и функции рынка в общественном воспроизводстве экономики

Название работы: Роль и функции рынка в общественном воспроизводстве экономики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Эктеория

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА 4

2 ПРИНЦИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 13

2.1 Свободный выбор видов и форм деятельности 13

2.2 Всеобщность рынка 14

2.3 Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности 16

2.4 Свободное ценообразование 18

2.5 Саморегулирование хозяйственной деятельности 20

2.6 Принцип договорных отношений 25

2.7 Экономическая ответственность и самофинансирование 26

2.8 Децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность 28

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Выдержка:

Введение:

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-тех¬нического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Ле¬жащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хо¬зяйственной деятельности.

Целью настоящей работы является комплексное исследование сущности рынка и его роли в общественном воспроизводстве экономики.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

Глава 2:

Сведение перехода к рыночной экономике только к либерализации цен представ¬ляет чрезмерное упрощение, примитивизацию. Многогранной картины рыночных преобразований, но несомненно, что свободное ценообразование – важнейший при¬знак рыночной экономики.

При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглаше¬ния между продавцом и покупателем, в итоге взаимодействия спроса и предложения. Именно такие цены или, лучше сказать, цены, творимые таким образом, принято называть рыночными.

В государственной экономике, управляемой преимущественно административ¬но-распорядительными методами, господствуют устанавливаемые, достаточно твер¬дые, более или менее устойчивые государственные цены, изменяемые лишь через продолжительные отрезки времени. Их дополняют договорные цены, тоже действу¬ющие в течение продолжительного времени. Они формируются на договорных нача¬лах между производителями и закупочными организациями. В узком масштабе при¬меняются свободные плавающие цены, меняющиеся по соглашению между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения.

В рыночной же экономике картина обратная. Ведущее место занимают свобод¬ные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес со¬ставляют цены, назначаемые государством.

Вместе с тем неправомерно отождествлять рыночную экономику с экономикой полностью раскрепощенных цен. Фактически и рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под влия¬нием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой поли¬тики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных отношений в широком смысле слова, охватывающих всю национальную, а иногда и мировую эко¬номику (цены мирового рынка). Принцип рыночного ценообразования означает од¬новременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен. В принципе рыночного ценообразования находит свое продолжение принцип свободы экономических отношений, распространяемый на процессы купли-прода¬жи. Но значение рыночного ценообразования выходит за пределы увеличения эко¬номической свободы, В нем есть и другая очень важная сторона. Пожалуй, только механизм рыночных цен обладает высокой способностью устанавливать и автомати¬чески поддерживать цены в соответствии с истинной ценностью, полезностью про¬дукции, товаров, услуг. Все другие механизмы ценообразования значительно уступа¬ют рыночному, хотя имеют, конечно, и свои достоинства.

Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку товара на основе спро¬са, предложения, затрат, полезности, воплощая ее в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции, и ее обменный курс по от¬ношению к другим товарам, и потребительские качества. Словом, рыночные цены в наибольшей мере обеспечивают эквивалентный обмен товаров, ресурсов, продуктов экономической деятельности.

2.5 Саморегулирование хозяйственной деятельности

Экономическая деятельность в обществе может регулироваться на основе пря¬мых (командных) методов управления и (или) на основании косвенных (рыночных), взаимосвязей. В советской экономике была предпринята не оправдавшая себя по¬пытка выстроить все основные экономические отношения в обществе без рынка по принципу прямых директивных связей. Поэтому хозяйственный механизм советского периода и называют «административно-командный», «командно-распределитель¬ный», «командно-распорядительный».

В современной экономике используются и сосуществуют обе формы связей про¬изводителей и потребителей – прямая (директивная, распределительная, не предпо¬лагающая обязательного возмещения, то есть отношений эквивалентности) и кос¬венная (то есть опосредованная актом купли-продажи, основанная на обмене эквивалентов). Соответственно в ней прослеживается сочетание обоих начал – пла¬нового и рыночного. Первое обнаруживает себя, прежде всего внутри предприятия или другой отдельной хозяйственной единицы, а также на макроуровне – в регули¬рующей деятельности государства. Второе – рыночное – начало стоит в центре об¬щественной жизнедеятельности, выполняя роль основной формы экономической связи в обществе, прежде всего связи между хозяйствующими субъектами.

Заключение:

Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Ры¬нок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его одно¬значно.

В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториаль¬ными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Рынок есть сис¬тема экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся, прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и поку¬пается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

• функция саморегулирования товарного производства;

• стимулирующая функция;

• функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда; регулирующая функция;

• функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления.

Рыночной экономике свойственны многочисленные принципы, в числе которых можно выделить:

Похожие работы на данную тему