Введение:
Актуальность темы. Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ.
При анализе экономических факторов, обеспечивающих нормальное функционирование системы обязательного медицинского страхования, необходимо рассматривать всю совокупность возникающих финансовых отношений. Здесь можно выделить три основные группы отношений, сложившихся в ходе реализации закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Первая группа: государство (в лице Федерального и территориальных фондов ОМС) - страхователи (в лице хозяйствующих субъектов, работодателей и администраций территорий). Эта группа взаимоотношений связана с аккумулированием денежных ресурсов. Вторая группа: территориальный фонд - лечебно-профилактические учреждения (в случае выполнения фондом функций страховщика). Эта группа отношений связана с расходованием денежных средств. Третья группа: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Эта группа отношений охватывает как аккумулирование, так и расходование денежных ресурсов. От устойчивости связей между данными субъектами зависит устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования. Это так называемые внутренние связи, являющиеся составной частью самой системы и определяющие ее устойчивость изнутри.
Глава 2:
С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год». В соответствии с законом доходы Фонда предусмотрены в сумме 139,64 млрд. рублей, расходы в сумме 139,57 млрд. рублей.
В доходной части бюджета поступления единого социального налога, зачисляемого в Фонд, запланированы в сумме 65,48 млрд. рублей, доходы бюджета Фонда от иных налогов предусмотрены в сумме 0,8 млрд. рублей (0,8% доходов), средства из федерального бюджета в сумме 73,4 млрд. рублей, в том числе:
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 34,9 млрд. рублей;
на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3,4 млрд. рублей;
на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Здоровье» (денежные выплаты участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан), в сумме 24,8 млрд. рублей;
на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 6,0 млрд. рублей;
на проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения в сумме 4,0 млрд. рублей;
Заключение:
В целом создаваемая в России система медицинского страхования с учетом корректировок и поправок приемлема для современного этапа развития страхового рынка, так как в общем учитывает особенности экономики России современного периода.
Как известно, в закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" были внесены соответствующие изменения, которые можно рассматривать как компромиссное сочетание двух последний направлений. Все средства, предназначенные на обязательное медицинское страхование, аккумулируются в фондах.
Формирование доходной части бюджетов территориальных фондов ОМС происходит в основном из двух источников: за счет отчисления части единого социального налога (взноса), собираемого налоговыми органами и страховых взносов на ОМС неработающего населения (детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных; и т.д.) уплату которых осуществляет органы государственного управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться в объеме, обеспечивающем выполнение территориальной программы ОМС. Однако, в связи с тем, что определение размера страховых взносов на ОМС неработающего населения отнесено к компетенции органов власти субъекта Российской Федерации на местном уровне действуют различные тарифы страховых взносов.