Введение:
Сегодня с именем Л.С.Выготского связано чрезвычайно много "мифов", как в плане содержания его концепции психического развития, так и в плане истории идей Выготского и влияния этих идей на последующее развитие отечественной общей и педагогической психологии.
Вообще-то, в этом нет ничего странного и удивительного. Такая судьба обычно постигает все великие доктрины, которые спустя некоторое время после их создания становятся полем социально-политических и содержательных интерпретаций. В философии такова судьба Канта, Гегеля, Маркса, а сегодня Гуссерля и Хайдеггера. Тем сложнее ставить перед собой и решать задачи демифологизации подобных интерпретаций. Вполне резонно задать вопрос: зачем? Ведь "миф" Выготского в плане программирования развития отечественной и даже европейской и американской психологии может оказаться гораздо более продуктивным, чем мифологизированный образ, результат последовательной историко-критической реконструкции. Во многом благодаря работам Выготского и других отечественных авторов тезис о том, что для того, чтобы анализировать психические функции, надо выйти за их пределы, стал общим местом. Однако подобное понимание не может считаться основным конструктивным результатом; повторение этого тезиса, не сопровождаемое разработкой новых методологических рамок и предметных конструкций, в какой-то момент вызывает обратную реакцию.
Это уже не раз происходило в истории психологии: один раз с идеями немецкой философской психологии конца ХIХ - начала ХХ века, второй раз - с самим Выготским, на рубеже 40-х годов, и сегодня подобная ситуация может повториться с так называемой "психологической теорией деятельности".
Именно поэтому в работе ставится во многом нереалистичная задача демифологизации Выготского, сохраняя при этом максимально уважительное отношение и к нему самому как автору и мыслителю, и к его работам, где литературный пересказ оригинальных различных теорий соседствует с поистине гениальными идеями самого Выготского.
Глава 2:
Л.С.Выготский возвращается к определению личности: «Понятие «личность» есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применяет к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас».
Л.С. Выготский оставил только эскиз теории личности, который пытались превратить в законченную картину его соратники, ученики и даже оппоненты. Далее в тексте этой главы Вы познакомитесь с некоторыми такими попытками. Отметим еще несколько содержательных идей Л.С. Выготского, которые нашли применение в дальнейших исследованиях проблемы личности.
Прежде всего, это идея периодизации развития в связи с критическими и литическими периодами развития. Л.С. Выготский писал о развитии ребенка как о внутренне драматическом процессе, как об «истории в терминах драмы». Он считает кризис непременным этапом полноценного развития ребенка и проводит связь между разрешением кризиса и приобретением им тех или иных психических новообразований.
Не мене важной представляется идея Л.С. Выготского о значении социальной ситуации в развитии и положение о зоне ближайшего развития, которая занимает промежуточное положение между уровнем актуального и потенциального развития психики. Он полагал, что уровень потенциального развития соответствует способностям ребенка, а уровень актуального развития отражает его обученность. Отсюда выводится идея развивающего обучения, опережающего уровень актуального развития, но не выходящего за пределы зоны ближайшего развития.
Заключение:
Исследуя работы Л.С. Выготского А.В. о личности Петровский в работе «Психология в России. ХХ век» и В.А. Петровский в статье «Предпосылки психологии личности в свете идей Л.С. Выготского», выделяют четыре идеи, представляющие значительный интерес и оказавшие огромное влияние на разработку психологической концепции личности.
Первая идея – это идея возврата человека в психологию, причем в качестве носителя активности. Критикуя механистические схемы типа «стимул – реакция» Л.С. Выготский пишет: «Человека забыли!», и обращает свое внимание на проблему свободного обращения индивида к внешнему орудию, рассматриваемому как возможная точка применения его сил. Сам индивид рассматривается Л.С. Выготским как носитель интеллектуальной активности. Он развивает идею Б. Спинозы о том, что «интеллект, путем прирожденной ему силы, создает себе интеллектуальные орудия, с помощью которых приобретает новые силы для новых интеллектуальных творений, а путем этих последних – новые орудия или возможности к дальнейшим изысканиям, и таким образом постепенно идет вперед, пока не достигнет наивысшей точки мудрости».
Вторая идея – это концепция опосредованного характера психологических феноменов. Здесь речь идет о применении человеком знаков к самому себе, в интересах собственного развития. Это процесс рассматривается как опосредующая деятельность, в корне перестраивающая психику человека, и, тем самым, создающей предпосылки к дальнейшему развитию.