Введение:
В последние годы на территории Российской Федерации напряженность экологической обстановки существенно не снизилась, несмотря на то, что в целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Более чем для 40% субъектов Российской Федерации характерны проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов и промышленных центров, обезвреживания и утилизации токсичных промышленных отходов, радиационной безопасности; в 30% административных территорий остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почв и земель актуальны для всей территории Российской Федерации. В отдельных районах Российской Федерации обострилась проблема сохранения биоразнообразия и ресурсов растительного и животного мира.
В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, и сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения.
При реализации стратегии экономического развития России необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия. Это допустимое воздействие зависит как от современной экологической напряженности, так и от устойчивости экосистем. Соотношение этих факторов в конкретных регионах России должно быть выявлено в рамках предстоящих исследований, и на данном этапе можно принять, что в наибольшей степени допустимое воздействие зависит от уровня современной экологической напряженности.
Глава 6:
Согласно "Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 г." долгосрочные и среднесрочные цели экономического развития страны предполагают сохранение уникального экологического потенциала. Государственная политика в сфере природопользования должна быть взаимоувязана с макроэкономической политикой на период до 2005 года, в том числе с промышленной политикой, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политикой, инвестиционной деятельностью, институциональными преобразованиями естественных монополий, предприятий, рынка ценных бумаг, банковского сектора. Экологизация развития страны включает экологизацию структурной перестройки экономики, исключение из производства и потребления вредных продуктов. Экологически ориентированная корректировка макропоказателей развития экономики в рамках системы национальных счетов является одним из инструментов государственной политики.
Одним из важнейших условий перехода страны к устойчивому развитию является выход России из нынешнего системного кризиса. Для решения этой задачи была разработана правительственная программа "Структурная перестройка и экономический рост. Среднесрочная программа Правительства Российской Федерации на 1997-2000 годы". Программа вывода российской экономики на посткризисную траекторию экономического роста предполагает избежать две крайности в отношении природопользования: с одной стороны, экстенсивного варианта роста экономики за счет эксплуатации огромных природных богатств, растраты природно-ресурсного потенциала, подрыва ассимиляционных возможностей биосферы, с другой стороны, недоиспользования имеющихся возможностей. С этих позиций в среднесрочной программе определены масштабы использования природно-ресурсного потенциала страны, добычи и переработки топливно-энергетических, минеральных, лесных, земельных ресурсов, охраны окружающей среды, удовлетворяющие потребности отраслей народного хозяйства и экспорта, а также обеспечивающие структурные преобразования. В то же время активизация структурной политики, направленная на улучшение технологической структуры материального производства, увеличение доли продукции с высокой степенью обработки, должно обеспечить рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов. Средством инвестиционной поддержки структурной перестройки являются федеральные целевые программы, в том числе программы экологической направленности.
Заключение:
В реферате дано определение природопользования как теории и практики воздействия человечества на природную среду в процессе ее хозяйственного исследования, научной дисциплины, изучающей присущими ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей.
Показано, что то состояние окружающей среды, в котором существует современ¬ная экономика, вызывает необходимость комплексного анализа про¬изводственной деятельности через призму экологии и окружающей среды через требования экологического развития.
В работе выявлены приоритетные направления развития нормативной правовой базы регулирования природоохранной деятельности и природопользования. Определено, что законодательная и нормативная правовая база должны обеспечивать условия для достижения экологически безопасных уровней воздействия на окружающую природную среду наиболее экономически эффективными средствами.
В работе раскрыты вопросы, связанные с лицензированием природопользования и лимитов на природопользование как инструмента экологизации экономики природопользования.
В работе также определено, что необходимость совершенствования экологической политики вызвана меняющимися социально-экономическими условиями и потребностью усиления целенаправленной природоохранной деятельности в стране. Экологическая политика должна быть совместима с экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных и экологических ресурсов и активов; стимулировать эффективные экономические и финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка.
Также показано, что нужно принять значительные меры по усилению экологической составляющей прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.