Введение:
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних вре-менем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое циви-лизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Имен-но в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и тех-ническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом историче-ского пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древ-ние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исто-рический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец ми-фологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рацио-нального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, ко-торыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых ре-лигий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Пар-менида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инст-рументы ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее приня-тые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызы-вает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.
Глава 2:
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис до н э в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось ранне-рабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три пе-риода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н э), второй - Среднее Царство (2050 - 17—л до н э ), третий - Новое Царство (1580 - 1070 л до н э ). Соответст-венно выделяют и три периода в развитии его культуры.
Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фарао-на Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны дос-тижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный па-мятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери счита-лись священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища бара-нов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость еги-петских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отобра-жение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от влады времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу на-блюдает звездное небо.
Заключение:
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру дру-гих стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торго-вые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появи-лись культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индий-ской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимство-вал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много ин-дийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефел-ло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рери-хов.