Курсовая теория по теме: Монополия, олигополия и их противоречивая роль в экономической жизни общества. Формирование монопольной цены

Название работы: Монополия, олигополия и их противоречивая роль в экономической жизни общества. Формирование монопольной цены

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Эктеория

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ И ОЛИГОПОЛИЙ 5

1.1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ И ОЛИГОПОЛИИ 5

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ОТ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 10

1.3. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ЦЕНЫ 19

2. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ 21

2.1. ИСТОКИ МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА И УСИЛЕНИЕ МОНОПОЛИЗМА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ 21

2.2. МОНОПОЛИЗМ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 23

3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 27

3.1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 27

3.2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Выдержка:

Введение:

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является кон-куренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельно-сти.

Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борь-бе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются по-требители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конку-рентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в са-морегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конку-ренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом под-держание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых стра-нах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных от-ношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических ис-следований в нашей стране.

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.

Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплек-се образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, раз-вития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансо-вой устойчивости приобретает особую важность.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех эко-номических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выве-ренной системы регулирования государством монопольных процессов и конку-рентных отношений.

Глава 3:

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляет-ся правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и со-циальных последствий монополистической практики.

Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкурен-ции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Пер-вый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй стро-ится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограни-чения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях не-допущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства преду-смотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных со-глашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным орга-ном или судами недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята в Ар-гентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Ев-ропы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положе-ние между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объяс-няется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество ис-ключений из этого принципа.

Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на фе-деральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной осо-бенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приня-ты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три норма-тивных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключа-ется в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незакон-ными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное зако-нодательство строилось на принципе регулирования монополистической прак-тики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “нера-зумные” согласно принципам общего права.

Заключение:

Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребо-вал более серьезного отношения к этому.

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производитель-ность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить це-ны. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачест-венных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выиг-рывает потребитель.

Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей стра-ны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отече-ственными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоя-тельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.

Поэтому волна импорта, хлынувшая на российский рынок после распада СССР, вместо положительного эффекта оказала крайне негативное воздействие. Большинство импортируемых товаров производится по современным техноло-гиям с меньшими издержками, нежели российские товары, вследствие чего они дешевле и часто отличаются лучшим качеством по сравнению с отечественны-ми аналогами.

Похожие работы на данную тему