Курсовая теория по теме: НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И СТРЕССЕ. МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ

Название работы: НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И СТРЕССЕ. МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

1.1. Основные симптомы депрессии и методы их распознавания

1.2. Методы лечения и коррекции депрессии

ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ СТРЕССЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

2.1. Общие механизмы развития стресса и адаптации

2.2. Классификация стрессогенных факторов, вызывающих психическую дезадаптацию

2.3. Рекомендации врачей по преодолению стресса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка:

Введение:

Естественно чувствовать грусть время от времени. Многие люди испытывают трудности при смене работы, разводе, потере любимого человека или других серьёзных утратах. Печаль - нормальная часть жизни. Но когда тоска не сменяется радостью, она становится тем, что принято называть ведущей психологической проблемой современности: клинической депрессией и глубокой депрессией.

На клеточном уровне депрессия имеет четкие биохимические истоки, влияющие на работу мозга. У людей, испытывающих депрессию, отмечен необычно высокий уровень одного из гормонов (кортизола) и низкий - некоторых нейротрансмиттеров aka нейромедиаторов (серотонина, допамина и норэпинефрина). Склонность к этим биохимическим нарушениям может передаваться по наследству; кроме того, дети могут перенимать от родителей пессимистический взгляд на жизнь.

Но даже без плохой наследственности тяжёлые эмоциональные потери могут нарушить гормональный баланс и послужить толчком к немедленному развитию депрессии либо к закреплению предрасположенности, которая проявится в будущем.

Депрессию могут спровоцировать некоторые заболевания, равно как и некоторые лекарства. Механизм действия здесь тот же - нарушение гормонального баланса и снижение уровня нейротрансмиттеров в головном мозге. Общеизвестна, к примеру, послеродовая депрессия у женщин.

Широко распространена подростковая депрессия, спровоцированная гормональной перестройкой организма, а также старческая депрессия, как в период климакса (по той же причине), так и после него (из-за хронических болезней и психологического дискомфорта).

Существует понятие "сезонная депрессия" - в зимнее время многие испытывают депрессию, вызванную недостатком солнечного света и витаминов.

Тесно связан с депрессией маниакально-депрессивный психоз (проявляющийся в депрессивной фазе как депрессия, а в маниакальной - как её противоположность).

Порой биохимические изменения происходят без всякой видимой причины. Подобно тому, как некурящий человек тоже может заболеть раком лёгких, счастливые, удачливые и жизнерадостные люди не застрахованы от любой из форм депрессии.

Одним из последствий возникновения депрессии, даже после успешного излечения, является закрепление предрасположенности к ней.

Согласно статистике, 10-20% человечества страдает разными видами депрессии. Таким образом, по распространённости депрессия занимает третье место после гипо/гипертонии и гриппа.

Обычное печальное настроение отличается от клинической депрессии, в первую очередь, продолжительностью. Продолжительность зависит от личных особенностей и тяжести потери, которая вызвала депрессию. Проигрыш в любимой игре может испортить настроение на день-два, расставание - на 1-3 месяца, смерть любимого человека - на год и больше. Но все эти случаи отличаются от клинической депрессии тем, что по истечении срока душевное равновесие восстанавливается естественным путём - депрессия же просто так, сама, может пройти разве что чудом.

Глава 2:

В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.

Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом» .

В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Будучи еще студентом, Г. Селье обратил внимание на то, что различные инфекционные болезни начинаются одинаково: подъем температуры, слабость, боли в суставах, ломота, озноб. Эксперименты подтвердили, что не только инфекции, но и такие вредоносные факторы, как охлаждения, ожоги, ранения, отравления, наряду с сугубо характерными только для них последствиями, вызывают ряд однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций.

В 1956 году, спустя двадцать лет после своей первой публикации, Г. Селье дал такое определение стресса: «Неспецифический ответ организма на любое требование, которое к нему предъявляется».

Что значит неспецифическая реакция? Это значит, что при различных экстремальных ситуациях внешне поведенческий ответ личности каждого человека будет разным, в то время как внутренний физиологический ответ будет одинаковым и выразится в трех стадиях развития стресса.

Г. Селье (1960, 1966) показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию .

То есть и в результате функционирования личного состава МВД в условиях Чечни, или обезвреживания вооруженных террористов при захвате заложников, или действий в условиях природных катастроф или техногенных аварий изменения в организме этих людей будут происходить одни и те же, характерные для адаптационного синдрома по Г. Селье, хотя поведение будет разным.

Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих прежде всего защитное значение, была обозначена Г. Селье «как общий адаптационный синдром" . Он имеет определенные и хорошо известные стадии:

1) тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

2) сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;

3) истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция.

Р. Лазарус (1970), развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничиваются физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, который предшествует ситуации, наступает заблаговременно . При этом человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающе трудную. Эти разделения, конечно, несколько условны. Ответ организма человека на экстремальную ситуацию всегда цельный психофизиологический.

Исходя из представлений П.К. Анохина , стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие «стресс» включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения.

Ю.А. Александровский (1997) считает, что возникновение состояний психической дезадаптации происходит при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы организма в целом, а не отдельных подсистем. И при этом происходит прорыв барьера психической адаптации.

Г. Селье считает, что ответ на экстремальную ситуацию у каждого человека разный (неспецифический), т.е. у одного поднимается давление, у другого открывается старая язва, третий дает психическую реакцию с переходами всей гаммы эмоций – от нормальной поведенческой до фиксированной патологической. Под одинаковой нагрузкой у каждого человека рвется слабейшее звено в цепи его организма.

Заключение:

Рост депрессий в современной цивилизации связывают с высоким темпом жизни, повышенным уровнем ее стрессогенности: высокой конкурентностью современного общества, социальной нестабильностью - высоким уровнем миграции, трудными экономическими условиями, неуверенностью в завтрашнем дне. В современном обществе культивируется целый ряд ценностей, обрекающих человека на постоянное недовольство собой - культ физического и личностного совершенства, культ силы, превосходства над другими людьми и личного благополучия. Это заставляет людей тяжело переживать и скрывать свои проблемы и неудачи, лишает их эмоциональной поддержки и обрекает на одиночество.

Было определено, что депрессия - серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание как самому больному, так и его близким.

Проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. Наиболее типичными признаками этого расстройства являются:

­ тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние

­ тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды

­ раздражительность, чувство вины, частые самообвинения

­ недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки

­ снижение интереса к окружающему

­ утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий)

­ депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах

Кроме того, есть физиологические, поведенческие и мыслительные признаки проявления депрессии.

Как было выявлено в ходе работы, депрессии могут возникать в виде единичных, разных по тяжести эпизодов болезни или протекать длительно в виде повторяющихся обострений. У некоторых пациентов депрессия носит хронический характер - продолжается в течение многих лет, не достигая значительной тяжести.

В работе также представлены методы лечения (коррекции) депрессивных состояний, такие как:

­ физические нагрузки,

­ бег,

­ голодание,

­ депривация сна,

­ светотерапия,

­ психотерапия,

­ прием антидепрессантов,

­ инсулинотерапия,

­ электросудорожная терапия и др.

Далее рассмотрены вопросы, связаны со стрессом. В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.

Похожие работы на данную тему