Введение:
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями, в огромной степени определяется состоянием экономики, которое в последнее время претерпело существенное изменение. Новые условия хозяйствования, введение медицинского страхования, ухудшение финансирования привели к повышению значимости экономической стороны деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее экономике здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методик планирова-ния, в том числе и финансового, методов финансирования и его источников в деятельности медицинских учреждений сегодня. Да и нынешний процесс со-вершенствования нормативной базы здравоохранения менее всего затрагивает экономическую сферу и особенно в части оказания платных медицинских ус-луг. Медицинские учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным вопросам экономической деятельности.
Проблема усугубляется тем, что при переходе на обязательное медицин-ское страхование (ОМС) ослабляется контроль за рациональным использовани-ем средств со стороны органов управления. Контроль же со стороны страховых организаций, территориального фонда и других структур ОМС находится лишь на стадии становления. В результате наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гаран-тированность поступления средств, финансовое планирование больницы просто не имело смысла. В нынешней же ситуации, когда медицинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынке медицинских услуг, обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансовых средств, данное направ-ление выходит на передний план, поскольку от этого зависит их выживание, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Глава 3:
Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения состоит в пре-доставлении им средств бюджета на текущее содержание. Расходы на здраво-охранение ежегодно предусматривают в бюджетах всех уровней: в федераль-ном, субъектов Федерации, местных. Принципиально важным для оценки пре-дусматриваемых объемов расходов на здравоохранение является переход к планированию расходов не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета. Основную нагрузку по финанси-рованию массовой сети ЛПУ и проведению мероприятий в области здраво-охранения несут субъекты Федерации. Бюджет субъекта Федерации в соответ-ствующем финансовом году должен обеспечить функционирование учрежде-ний здравоохранения, находящихся в собственности данного субъекта Федера-ции; перечисление средств на обязательное медицинское страхование нерабо-тающего населения, выполнение государственных целевых программ и меро-приятий. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждым субъ-ектом Федерации осуществляется самостоятельно.
Действующий механизм финансирования обеспечивает широкую само-стоятельность учреждениям здравоохранения в использовании дополнительных финансовых источников. На сегодняшний день в Республиканской детской клинической больнице существуют следующие источники финансирования:
средства республиканского бюджета - в соответствии с суммой утвер-жденных ассигнований;
средства обязательного медицинского страхования (ОМС) - в виде оплаты страховыми медицинскими организациями счетов за пролеченных боль-ных;
другие внебюджетные средства - в соответствии с заключенными догово-рами или в виде оплаты оказанных услуг.
Заключение:
В последние годы в здравоохранении РФ произошли весьма существенные изменения, в первую очередь, в объемах финансирования и внедрения страхо-вой медицины. Страховая медицина позволила сократить объем затрат, но это-го недостаточно, чтобы покрывать расходы.
РДКБ - одно из немногих медицинских учреждений города Ижевска, ко-торые на сегодняшний день имеют стабильное финансовое положение. Самый большой кредитор - республиканский бюджет, территориальный ФОМС опла-чивает по конечному результату регулярно и полностью. При выполнении пла-новых показателей медицинского учреждения невозможно выбрать все средст-ва, выделяемые для его финансирования через страховые организации. Для оценки результатов финансовой деятельности медицинских учреждений в ус-ловиях ОМС важно знать не только размер реально полученных средств за ока-занные услуги по выставленным счетам, но и сколько медицинские учреждения могли бы зарабатывать.
Поэтому перспективной, на мой взгляд, является система, сочетающая фи-нансирование:
за счет ФОМС (большая часть ресурсов) - целевого источника, направляе-мого на оплату принятых и пролеченных больных со страховым полисом;
за счет средств республиканского бюджета, направляемых в основном на выполнение общегосударственных целевых программ в области здраво-охранения, выполнение которых будет обязательно для медицинских уч-реждении, и учитывать интересы социально незащищенных слоев населе-ния;