Введение:
Денежный оборот представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение, поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.
Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.
Наличное денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.
Глава 4:
Безналичные деньги - это основная масса денежных средств, в которые входят как денежные средства предприятий и организаций, использующих во взаиморасчетах между собой и банками безналичный денежный оборот, так и личные денежные средства граждан, хранящиеся на банковских счетах.
Прогресс денежного обращения в большинстве стран проявляется в изменении соотношения между наличным и безналичным денежным оборотом в пользу последнего. Кроме того, прослеживается тенденция к объединению способов наличного и безналичного денежного оборота.
Наличное и безналичное денежное обращение взаимосвязаны. В частности, наличные деньги переходят в безналичную форму при размещении банковских депозитов и наоборот. Соотношение между наличным и безналичным денежным обращением определяется уровнем развития платежно-расчетной системы страны. Так в большинстве развитых стран сфера наличного денежного обращения составляет от 10 до 25 %. На это соотношение кроме чисто технических характеристик развития банковской системы, во многом определяющих возможности увеличения скорости прохождения платежей, влияют и такие факторы, как норматино-правовая система, регулирующая денежное обращение страны (банковское, налоговое законодательство и т.п.); наличие у предприятий и населения свободных денежных средств, которые они могут разместить в виде банковских депозитов (в том числе и долгосрочных) и т. п.; способностью государства эффективно с помощью политики ЦБ воздействовать на состояние денежно-кредитной системы и т. д.
В то же время, следует отметить, что несмотря на тесную и неразрывную связь между наличным и безналичным денежным обращением, последнее характеризуется рядом принципиальных особенностей и закономерностей, которые не имеют места в сфере наличного денежного обращения. Эти особенности связаны со специфическими свойствами кредитных денег (кредитных орудий обращения) и, в частности, депозитных денег, которые проводятся операции безналичного оборота, а также с действие принципа банковского мультипликатора.
В безналичных расчетах принимают участие так называемые кредитные деньги (или кредитные орудия обращения), такие как депозитные деньги, чеки, векселя и другие ценные бумаги.
Наиболее важным с этой точки зрения является понятие депозитных денег (банковских депозитов), представляющих собой остатки безналичных денежных средств на банковских счетах.
Заключение:
В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц. Переход на безналичные расчеты позволит обеспечить страну необходимыми инвестиционными ресурсами, независимо от конъюнктуры на внешних рынках нефти и других экспортных позиций. Поэтому в России необходимо проведение реформы платежной системы, основными путями которой экономисты называют: введение общенациональных чеков; законодательное ограничение размеров наличных кассовых оборотов вплоть до полной их отмены в реальной ситуации, когда все расчеты без ущерба можно проводить чеками или иными средствами безналичных расчетов; активизацию органов валютного контроля по запрету незаконных расчетов иностранными валютами на территории России; создание соответствующей законодательной базы, в частности федерального закона об общенациональном чековом обращении.