Введение:
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность.
С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропа-ганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соот-ветствующая государственная программа.
Целью настоящей работы является исследование оптимизации налогооб-ложения предприятия. В рамках поставленной цели основными задачами рабо-ты являются:
анализ теоретических положений налогообложения;
сравнительный анализ принципов налогообложения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера, ка-сающиеся налогообложения.
Глава 2:
Рассмотрим основные налоги, уплачиваемые ООО “Стимул” и возникно-вение связанных с этим взаимоотношений с бюджетом.
Одним из основных налогов, выплачиваемых предприятием, является на-лог на добавленную стоимость (НДС). Объектом налогообложения НДС при-знается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федера-ции, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступ-ного или новации. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) опре-деляется ООО “Стимул” в зависимости от особенностей реализации произве-денных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации ООО “Стимул” товаров (работ, услуг, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке про-центная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полу-ченная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соот-ветствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налого-вых баз.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каж-дого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, пре-дусмотренных статьей 171 Налогового Кодекса.
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей гла-вой.
Таблица 2
Сумма налогов ООО “Стимул” за 2002 г.
Показатели Сумма, тыс. руб.
1 2
Налог на имущество 372,382
Налог на прибыль 1550,000
Земельный налог 2,446
Налог на добавленную стоимость 224,763
Экспортные таможенные пошлины 1,786
Продолжение таблицы 2
1 2
Импортные таможенные пошлины 1,007
НДФЛ 257,687
Транспортный налог 18,144
Прочие налоги 755,139
Итого 1809,222
Таблица 3
Платежи в бюджет ООО “Стимул” за 2002 г.
Отчисления на социальные нужды Ставка налога тыс. руб.
В пенсионный фонд 28% от ФОТ 492,717
В фонд занятости населения 2% от ФОТ 31,393
В фонд обязательного медицин-ского страхования 3,6% от ФОТ 61,483
Фонд социального страхования 5,4% от ФОТ 94,972
Итого 680,027
Взаимоотношения ООО “Стимул” с бюджетом проходит через налоги в следующей последовательности:
после получения выручки от реализации в бюджет перечисляются налог на добавленную стоимость, специальный налог в фонд финансовой поддерж-ки отрасли, таможенные пошлины;
погашение текущих затрат: отчисляются налоги, включаемые в себестои-мость. Это отчисления в социальные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, фонд занятости), платежи за ис-пользование природных ресурсов, отчисления в дорожный фонд, сборы на содержание милиции, налог на рекламу и т.д.;
распределение прибыли: выплачивается налог на прибыль, сбор за право торговли и другие местные налоги.
Заключение:
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой полити-ки государств с рыночной экономикой, направленных на устойчивое положе-ние предприятий. Они ориентированы на следующие основные требования:
налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности ми-нимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и прави-тельствам в их стремлении сба¬лансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходи¬мости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, под¬держки сво-бодной конкуренции;
налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономи¬ческие цели;
налоги должны служить более справедливому распреде¬лению доходов, не допускается двойное обложение налогопла¬тельщиков;
порядок взимания налогов должен предусматривать ми¬нимальное вмеша-тельство в частную жизнь налогоплательщика;
обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить откры-тый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководство¬ваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о меха-ническом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской эконо¬мики.