Введение:
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, сформировались особенности правового менталитета, право-вой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобыт-ности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему —совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, право-сознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Од-нако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно за-метить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие не-сколько родственных в правовом отношении стран. Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем.
Заслуживает внимания подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.
Одна из самых популярных —классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, вклющающие в качестве основной составляющей источники права.
Р.Давид выдвинул идею трихотомии —выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».
Глава 2:
Важнейшим источником романо-германского права выступает закон. За-коны принимаются парламентами стран системы, об¬ладают высшей юридиче-ской силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет при¬оритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосу¬дарственные договоры. При закреплении обычая или док-трины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. В настоящее время законы регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение субъектов, их имущества, отноше¬ния между ними. Однако нельзя не согласиться с Р. Давидом, утверждающим, что «абсолютный сувере-нитет закона в странах романо-германской правовой семьи является фикцией», так как «наряду с законом существуют и иные значительные источники права ». По его мнению, «соотношение законодательных и доктринальных ис¬точников права в нашу эпоху, по сравнению со старым правом, может пока-заться иным, но современное право по-прежнему является правом юристов, как этого требует традиция ». Все сказанное позволяет сделать вывод об ограни-ченности действия принципа верховенства закона.
Согласно романо-германской доктрине законы под¬разделяются на консти-туционные и обычные (текущие). Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными консти¬туционными судами либо верховными судебными орга¬нами. Для конституционных законов предусмотрен осо¬бый по-рядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифициро-ванного большинства депу¬татов. Предметом регулирования законов являются наи¬более важные вопросы общественного устройства, права и свободы граж-дан, структура, организация государст¬венной власти.
Важное место среди текущих законов занимают ко¬дифицированные акты (кодексы). Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации норматив¬ного мате-риала (инкорпорации), а к объединению со¬держательному, внутреннему, осно-ванному на сущест¬венной переработке нормативного материала, «разделе¬нии труда» между отдельными нормами, их кодификации.
Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множе-ство подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делеги-рованную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяют-ся полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по ини-циативе самих исполнительно-распорядительных ор¬ганов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают актам первой категории, однако их число весь¬ма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы кон-троля за их принятием, они оказы¬вают существенное воздействие не только на организа¬ционные отношения, складывающиеся внутри исполни¬тельной власти, но и на деятельность граждан, учрежде¬ний, предприятий.
Заключение:
В данной работе были рассмотрены основные правовые черты основных правовых систем современного мира, и если, например, в странах романо-германской правовой системы “стремяться найти справедливые юридические решенения, используя правовую технику, в основе которой находиться закон”, то в странах, относящихся к семье общего права, “стремятся к тому же резуль-тату, основываясь в первую очередь на судебных решениях ” Не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран. Однако в настоящее время наблюдается процесс сближения правовых систем разных государств. Интегрирующее действие сыграло образование «общего рынка», который благодаря единообразному правовому регулированию стимулирует сближение источников права. Но даже несмотря на это каждая страна имеет и всегда будет иметь свои неповторимые особенности.