Тема «Правовое государство: сущность и тенденции развития» является одной из самых ключевых в современной науки теории государства и права. На современном этапе развития нашего государства, где главной задачей является построение государства для людей, данная тема имеет непосредственный практический интерес. Изучением сущности правового государства и его признаков, тенденции развития занимается не только наука теории государства и права и другие науки юридического направления, но и ряд других наук, таких как философия, политология, социология. Эта тенденция подчеркивает, что правовое государство необходимо изучить со всех сторон, с целью наиболее эффективного построения на практике. Что и определило мой интерес к этой теме.
Теория правового государства не появилась в окончательном виде, она формировалась из отдельных идей на довольно продолжительном этапе исторического развития человечества. При этом на практике теория приобретала различные видоизменения, в зависимости от места и времени ее применения. Так идеи о разделении властей, о высшей силе закона возникшие у мыслителей древнего мира (Платон, Аристотель, Сенека и другие), были соединены в одну теорию правового государства учеными Нового времени (Руссо, Монтескье и других). А уже ученые нового и новейшего времени модернизировали теорию правового государства и дополнили ее отдельными элементами в зависимости от государства, в котором эта теория применялась.
В России после октябрьской революции 1917 года теория правового государства была заменена на теорию социалистического государства. В целом термин «правовое государство» был признан буржуазным и изучался лишь в рамках истории государства и права. Изменения, которые произошли в нашем государстве со второй половине 80–х годов 20 века, вновь потребовали разработку теории правового государства, и его составных элементов.
Глава 3:
Современный этап развития концепции правового государства в России характеризуется закреплением принципов рассматриваемой концепции в конституционном законодательстве. Процессы, связанные с развалом СССР в конце 80-х – начале 90-х годов 20 века повлекли изменение государственного строя и политических режимов в бывших социалистических странах, в том числе и в России. Данная тенденция наиболее ярко отразилась в Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 19993 года.
В Конституции Российской Федерации устанавливаются форма государственной власти в России и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.
1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.
2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации (10, с.217).
3. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права.
Процесс построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.
Статья 2 Конституции РФ формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам.
Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г (11, с.25).
Указанные международные акты и ст. 2 Конституции исходят из понимания того, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Заключение:
Развитие идеи правового государства в России с октябрьской революции 1917 г. вплоть до конца 90-х гг. 20 века сводился лишь к рассмотрению концепции правового государства в рамках политических и правовых учений, а такие исследования часто не содержали практического анализа западных теорий правового государства, тем более не выявляли приемлемые для советского государства введения их положений, что в целом отрицательно сказалось при практическом построении правового государства в нашей стране. А то, что построение правового государства, необходимость, безусловно, так как – это государство, в котором все подчинено гуманному, справедливому закону, обеспечивающее гармоничное развитие, как отдельной личности, так и обществу в целом.
Кроме того, становление и развитие правового государства невозможно без реализации таких базовых принципов, как: верховенство (господство) закона (права); разделение властей; реальное обеспечение прав и свобод личности; взаимная ответственность государства и личности; наличие развитого гражданского общества; высокий уровень правового сознания и правовой культуры. При этом следует отметить, что при реализации, данных принципов необходимо учитывать особенности исторического развития конкретного государства.
Процесс построения правовой государственности в России начался «сверху», со стороны государства. Такие изменения навязанные обществу государством извне, не могут привести к желаемому результату. Для реального функционирования правовой государственности необходимы устойчивые культурные традиции, развитое правосознание народа, стабильное состояние экономики.
В заключение работы я бы хотела отметить, что остаются неразрешенными рад вопросов теории правового государства, таких как: проблема совершенствования механизмов реализации принципов правового государства, проблема развития гражданского общества в правовом государстве.