Основная часть:
Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки, они заложили основы геометрии, механики и статики, что позднее явилось базой для развития инженерной науки. Архимед из Сиракуз был первым величайшим геометром мира. Он сочетал математический гений с интуитивным проникновением в проблемы механики и был выдающимся инженером, строившим грандиозные плотины и мосты. Ему принадлежат не найденная еще «Книга о стройке», изобретение «архимедова винта» для откачки воды, строительство сложных приспособлений для спуска кораблей на воду и многие другие устройства, прямо или косвенно связанные со строительством. Выдающимся техником и строителем был Герон Александрийский, оставивший своеобразное «руководство для инженера» по производству строительных работ с помощью элементарных устройств (лебедок, рычагов, блоков и др.) и более сложных механизмов. Математический трактат Герона дает представление о практической геометрии, использовавшейся в градостроительстве. Известно о существовании его трактата «О конструировании арок». Ему же принадлежат попытки создания методов расчета стоечно-балочной конструкции в трактате «Механика». Достижения инженерных наук имели практическое значение при строительстве гаваней, городов, мостов, плотин и других сооружений, но, по-видимому, главным образом в производстве работ конструкции ведущих типов архитектуры общественных зданий и жилья – оставались сравнительно примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Арочно-сводчатая конструкция была известна грекам, но ни арки, ни своды не нашли широкого распространения.
Наиболее массовым строительным материалом стен был кирпич-сырец. Обоженный кирпич имел очень ограниченное использование, хотя гончарное производство стояло на высоком уровне, и его изделия использовались при украшении зданий. Для устройства галерей и портков широко применялось дерево. В стоечно-балочных конструкциях несущие деревянные балки и бруски дополнялись изделиями из досок в виде сплошных или решетчатых настилов, прокладок облицовочных плит и т.п. Данные раскопок и литературных источников позволяют утверждать, что деревянные галереи и портики представляли собой глубоко продуманную и надежную стоечно-балочную конструкцию, целесообразно использующую материал и глубоко осмысленную в художественном отношении. При строительстве монументальных общественных зданий и, прежде всего, храмов с VII в. до н.э. начал широко применяться известняк, а в некоторых случаях и мрамор. Из камня возводились и стены, и стоечно-балочная конструкция портиков и галерей. Каменные квадры, балки, плиты, монолитные своды и отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке в карьерах. Для передвигания камней и установки на место греки имели в своем распоряжении блоки, вороты и прочие подъемные приспособления. Для подъема блоков в них оставлялись выступы или делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Для стенных камней употреблялось «волчья пасть», т.е. железный клин, вкладывающийся в расширяющееся книзу гнездо. .........
Стоечно-балочная конструкция галерей явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей в результате стремления к рациональной и художественно современной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Были созданы закономерные взаимосвязи и определен порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки. Общий композиционный строй системы получил название классического ордера (см. табл. III). В греческом ордере отразилась зависимость характера пластики и пропорций системы от двух неразрывных сторон ее тектонического строя – художественной и конструктивной. Различия систем нашли выражение в двух основных ордерах древнегреческой архитектуры – дорическом и ионическом. (Название ордеров связано с местами их возникновения). Сформировались ордера в основном в архаический период, но наибольшего совершенства их формы достигли в классическую эпоху. Дорический ордер подобно своему деревянному прототипу имел три основные части: основание – стилобат, несущие опоры – колонны и несущую конструкцию – антаблемент. Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью. Назначение последней – создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн. Квадратная плитка капители (абака) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (экин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению. Антаблемент членится на три основные части, конструктивная необходимость которых ясно выявлена в деревянном ордере. Нижнюю часть представляет несущая балка – архитрав. На нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с нанесенной на них живописью или барельефом. Эта горизонтальная полоса пластическое отображение и в антаблементе каменного ордера в средней полосе фриза, в котором чередуются плиты с вертикальными врезами – триглифами и плоские промежутки – литопы, иногда украшенные барельефами. Верхняя часть антаблемента – карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершает композицию. В каменном ордере основные конструктивно-необходимые элементы деревянной системы символически трактованы, как их пластическое отображение в каменной стоечно-балочной конструкции. При этом пластическая разработка ордера подчеркивает тектоническое значение основных элементов. Обработка колонн вертикальными желобами – каннелюрами оттеняет функцию несущих вертикальных опор. Утоньшение ствола кверху (энтазис) не только придает устойчивость колонне, но и делает ее «живой», по скульптурному пластичной. Энтазис имел форму упругой кривой линии, отчего создавалось впечатление внутренней направленности колонны, как бы «сплюснутой» под тяжестью антаблемента. С помощью различного начертания профиля экина образно выявлялась степень «напряженности» капителей колонн. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались для придания зданиям различных образно эмоциональных качеств (рис. 10)......