Введение
Древняя Греция являлась символом античности и имело множество культурных направлений, произрастали в несколько эпох.
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
1. Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.)
2. Архаический (VIII-VI вв.до н.э.)
3. Классический (V-IV вв.до н.э.)
4. Эллинистический (конец IV-I вв.до н.э.)
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III-II тысячелетий до н.э. Рассвет ахейской цивилизации происходит в XV-XIII вв. до н.э., ее важнейшими центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. В целом эту культуру часто называют крито-микенской или эгейской.
XI-IX вв. до н.э. ученые часто называют «темными веками» в истории Греции, так как происходившие события не вполне понятны, а поскольку этот период известен в основном по поэмам Гомера, его еще называют гомеровским. Период с VIII по VI в. до н.э. часто называют архаическим. В целом период с XII по VI в до н.э. мы будем называть «доклассическим».
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)
В самом начале V в.до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ персидской державы. В ходе греческо-персидских войн сложился морской союз греческих городов, в который входило около двухсот государств. Первенство в нем принадлежало Афинам - крупнейшему экономическому, политическому и культурному центру Древней Эллады.
Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании - экклесии, обладавшем высшей властью.
В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан - малоимущим из казны выплачивали театральные деньги - теорикон - два обола на посещение театра.
В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В./Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М:1997
2. Белогрудов О.А. /Культурология: конспект для студентов и преподавателей технических и гуманитарных вузов России. - М:ГИС, 1997
3. Любимов Л. /Искусство древнего мира: Кн.для чтения. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 1980.
4. Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 - С-Пб.:Специальная литература, 1997.