Введение:
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва за-метное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархаль-ным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.
Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутрен-ней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяет-ся на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Сре-диземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира
Часть 1:
Термином "римское право" обозначается право античного Рима, право Римского государ-ства рабовладельческой формации. История развития этого государства и всей системы рим-ского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран.
Предметом изучения "Основ римского гражданского права" являются важнейшие инсти-туты имущественного права (а в связи с ними также семейного права).
Термином "гражданское право" в современных системах права обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.
В латинском языке слову "гражданский" соответствует, вообще говоря, слово civilis. Од-нако ius civile в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину "гражданское право". Ius civile в римском праве имеет различное значение. Этим термином обо-значается прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан квиритов; поэтому оно и именуется также кви-ритским правом. В этом смысле ius civile противопоставляется "праву народов" (ius gentium), действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых пере-гринов).
Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Надо заметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представлявшуюся им более широкой философскую категорию — право-общее для всех народов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения этой категории также выражение ius naturale, естественное право.
Заключение:
Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища. Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день.
Прежде всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.
По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - ле-гионами, второй - христианством, третий раз - правом.
Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta) римское право классического периода было широко воспринято феодальными госу¬дарствами Западной Европы, оно и по сей день ле-жит в основе многих институтов буржуазного права.
В массе конкретных отношений, возникавших между това¬ропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, самые абстрактные формы. Соответственно с тем об-щее, абстрактное выражение получили и те правовые нормы, те правовые институты, которые служили урегулированию этих отношений.