Введение:
Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в совре-менную отечественную политическую терминологию. В обыденном понимании под местным самоуправлением, как правило, подразумевается система решения вопросов обеспечения повседневных потребностей населения. Но суть этого явления гораздо серьезнее. Не случайно положение о конституционной гаран-тированности местного самоуправления изложено в главе 1 "Основы конститу-ционного строя" Конституции Российской Федерации.
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократиче-ского государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть об-щегосударственной системы сдержек и противовесов. Нередко упомянутая сис-тема понимается исключительно как механизм взаимоотношений Президента и парламента России (или их аналогов на уровне субъектов Российской Федера-ции), позволяющий согласовывать позиции различных политических сил, стоящих у власти. Но наряду с сочетанием различных интересов на государст-венных уровнях Российской федерации, субъектов Российской Федерации не-обходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо нали-чие у местного самоуправления полномочий на 'самостоятельное решение во-просов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного прожи-вания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей на-селения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и граж-данина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и со-ратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобож-дает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентриро-ваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.
Часть 2:
Существование муниципальной собственности и местных финансов, несо-мненно, предполагает наличие известной самостоятельности режима регулиро-вания экономических отношений на местном уровне. Отсутствие традиций эф-фективного использования муниципальной собственности и местных финансов в предпринимательской деятельности, их недостаточное правовое регулирова-ние делает сложным функционирование муниципального хозяйства.
Анализ сущности понятия экономическая основа местного самоуправления в его различных модификациях показывает, что оно очень многогранно, объем-лет собой массу разных по характеру, степени значимости и возможности ре-шения проблем. Положительную роль в процессе правового регулирования экономической основы местного самоуправления могла бы сыграть планомер-ная систематическая разработка актов, касающаяся хозяйственной деятельно-сти на местном уровне в разных сферах: бюджета, налогов, банковского дела, инвестиций, внешнеэкономических отношений.
К важнейшим параметрам экономической деятельности на уровне местно-го самоуправления относятся: основные принципы организации местных фи-нансов; источники формирования и направление использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного плани-рования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав орга-нов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.
Так, в области финансово-экономической деятельности поселковая, сель-ская администрация:
разрабатывает и представляет на утверждение проекты планов и программ социально-экономического развития территории, бюджета, организует их исполнение;
получает от предприятий, организаций, колхозов, кооперативов, располо-женных на территории поселка, сельсовета, необходимые сведения о про-ектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, де-мографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование;
вносит предложения по проектам планов социально-экономического раз-вития территории и программам вышестоящего органа, а также по проек-там планов предприятий, организаций, расположенных на территории по-селка, сельсовета, по вопросам, связанным с удовлетворением потребно-стей населения, экономическим и социальным развитием территории;
управляет муниципальной собственностью поселка, сельсовета, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муни-ципальной собственности; вносит предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности;
создает за счет имеющихся средств предприятия смешанной формы собст-венности, участвует на долевых началах в создании и эксплуатации совме-стных предприятий;
Заключение:
Вопросы государственного строительства и выбор оптимальных форм управления страной, повышение эффективности управленческих решений яв-ляются весьма актуальными в современных условиях, когда Россия выходит из продолжительного экономического, политического и социального кризиса.
Один из таких вопросов - обеспечение самостоятельности органов местно-го самоуправления в пределах их полномочий, определяемых законами, в том числе в области нормотворческой деятельности.
Предусмотренные Конституцией РФ гарантии местного самоуправления зачастую рассматривались как независимость от органов государственной вла-сти, вседозволенность отдельных "удельных князьков", строивших работу не на основе права, а исходя из усмотренческих решений и собственных представле-ний о целесообразности тех или иных действий.
Положение осложнялось тем, что на законодательном уровне не были ре-шены вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов ме-стного самоуправления, что свидетельствовало о еще не сложившейся системе государственного управления.
Наведение порядка в стране предусматривает соблюдение законов не толь-ко гражданами, но и органами местного самоуправления, неотвратимость от-ветственности за их нарушение. Такая ответственность и механизм ее реализа-ции предусмотрены ст.49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эта статья не покушается на самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, установленных законами, а направлена на создание надежного механизма обеспечения верховенства на всей территории Россий-ской Федерации Конституции РФ и федеральных законов.