Введение:
Защита экономики от преступных посягательств криминальных элементов стала одной из важнейших задач государства и общества. Проблема экономической преступности и коррупции из чисто полицейской, какой она является в большинстве стран, перешла в разряд политических, представляя сегодня угрозу национальной безопасности. Рост преступности в экономике с учетом латентности сегодня составляет 50-60% в год. Каждое четвертое такое преступление относится к категории тяжких, и их доля растет из года в год.
Тема представленной работы – «Незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство как преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем незаконного использования прав на ее осуществление».
Осуществление предпринимательской деятельности зачастую сталкивается с действиями, которые можно квалифицировать как преступления. Законодательное регулирование данных правонарушений осуществляется уголовным законодательством.
Предпринимательская деятельность одновременно регулируется гражданским и уголовным правом: в Гражданском кодексе РФ дается ее понятие и формулируются условия ее осуществления, а Уголовный кодекс РФ (ст. 171) устанавливает ответственность как за ведение предпринимательской деятельности без лицензии, так и за нарушение различных, регулируемых и ГК РФ, условий лицензирования.
Отличие гражданского права от уголовного, в аспекте обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, во многом обусловлено тем, что субъектами гражданских правоотношений могут быть как физические лица (с учетом их право- и дееспособности), так и юридические, а вот субъектом преступления может быть только конкретное физическое лицо. В уголовном праве деятельность юридического лица будет оцениваться только через поступки конкретных граждан – руководителей или работников предпринимательских, либо государственных структур.
Значительную угрозу безопасности предпринимателей представляют лица, которые вступают с ними в контрагентские отношения, заключают договоры, не имея на это законных прав.
Глава 3:
Уголовной ответственности за лжепредпринимательство воз¬можна лишь в случае наступления в результате содеянного круп¬ного ущерба гражданам, организациям или государству.
В основу признания причиненного ущерба крупным могут быть положены такие критерии, как имущественное положение юриди¬ческого лица или гражданина, общая сумма кредита или ссуды, сумма налогов, не уплаченных государству (она, вероятно, должна быть равна или превосходить размер ущерба, являющегося круп¬ным применительно к уклонению гражданина от уплаты налогов, т. е. 200 минимальных размеров оплаты труда, либо применительно к уклонению от уплаты налогов организаций, т. е. 1000 минималь¬ных размеров оплаты труда), сумма заемных денежных средств, не возвращенных гражданину, и т. д.
В случаях создания коммерческой организации для прикры¬тия преступных видов деятельности содеянное по правилам реаль¬ной совокупности должно квалифицироваться по ст. 173 УК и соот¬ветствующей статье Уголовного кодекса (например, ст. 220, 222, 223, 228 УК и др.)
По конструкции состав преступления относится к материаль¬ным. Оно окончено с момента причинения крупного ущерба .
Заключение:
Юридические лица и граждане должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а по отдельным видам деятельности (банковской, медицинской и т.д.) они должны получить специальное разрешение (лицензию).
Чаще всего незаконному предпринимательству сопутствуют такие преступления как мошенничество, вымогательство, незаконное использование товарных знаков, незаконное получение кредита и т.д.
Более изощренным и сложным для выявления со стороны законно действующих предпринимателей преступлением, а потому представляющим большую угрозу предпринимательской деятельности, является лжепредпринимательство. В этом случае создается законная по форме коммерческая организация, в намерения руководителей (учредителей) которой не входит осуществление предпринимательской (банковской) деятельности.
Таким образом, говоря о перспективах борьбы право¬охранительных органов с преступлениями против интере¬сов службы в коммерческих и иных организациях, необхо¬димо отметить, что в качестве приоритетных направлений повышения ее эффективности можно назвать следующие:
• дальнейшее совершенствование законодательной базы и, в первую очередь, уголовного, гражданского и уголовно-процессуального законодательств с учетом выявленных практикой правоприменения пробелов и неурегулирован¬ных вопросов;
• дальнейшее углубление специализации сотрудников ор¬ганов предварительного следствия по расследованию дел об экономических преступлениях, создание специализи¬рованных следственных отделов (отделений, групп);
• укрепление взаимодействия между оперативными под¬разделениями и органами предварительного следствия;
• укрепление службы дознания на всех уровнях, использо¬вание в полном объеме ее процессуальных полномочий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.