Контрольная работа по теме: Виды нарушений антимонопольного законодательства

Название работы: Виды нарушений антимонопольного законодательства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНКУРЕНТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ 4

2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Выдержка:

Введение:

Антимонопольное регулирование занимает важное место в макроэкономи-ческой политике, а обеспечение открытой конкуренции рассматривается как важнейший критерий рыночной экономики в большинстве стран мира.

В последнее время вопросы конкурентной политики, практики реализации антимонопольного законодательства привлекают все большее внимание как ученых-экономистов, так и функционеров рынка. Это объясняется тем влияни-ем, которое призвано оказывать и оказывает антимонопольное законодательст-во на цены, прибыль, конкурентоспособность, экономический рост и характер рыночных отношений.

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополи-стической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991 году и являет-ся одним из первых рыночных законов. За эти годы накоплен значительный опыт применения антимонопольного законодательства. Конкурентная полити-ка, базирующаяся на этом Законе и направленная на пресечение монополисти-ческой деятельности, предупреждение монополизации и развитие товарных рынков, обеспечивает стабильность экономики, единство экономического про-странства России, гарантирует соблюдение честных правил поведения на рын-ке, защищает интересы потребителей, предотвращая рост цен и образование дефицита. Особого внимания заслуживают вопросы упорядочения ответствен-ности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, а также усиления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодатель-ства. В частности, предлагается усилить государственный контроль за соглаше-ниями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничи-вающими конкуренцию, а также действиями властных органов на всех уровнях путем установления повышенной административной ответственности за нару-шения антимонопольного законодательства в отношении должностных лиц фе-деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Задание 2:

Законодатель, поместив в УК России статьи о монополистической дея-тельности и недобросовестной конкуренции, подчеркивает тем самым особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения антимо-нопольных правил экономической деятельности.

Прежде всего следует отметить, что нормы, направленные на защиту кон-куренции, появляются в уголовном законе нашей страны не впервые. С приня-тием в 1991 году первого российского антимонопольного закона потребовалось внести соответствующие дополнения в Уголовный кодекс, что и было сделано в 1992 году. Именно тогда глава 7 "Должностные преступления" была дополне-на ст.175.1 "Нарушения антимонопольного законодательства", установившей уголовную ответственность должностных лиц органов власти, управления или хозяйствующих субъектов за неисполнение в срок законных предписаний ан-тимонопольных органов при условии административной преюдиции. По суще-ству, основной целью ст.175.1 Уголовного кодекса было обеспечение действен-ности решений антимонопольных органов уголовно-правовыми средствами.

Однако анализ деятельности антимонопольных и других государственных органов показал, что данная норма практически не использовалась при пресе-чении нарушений правил конкуренции.

Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, очевидным несо-вершенством как антимонопольного, так и уголовного законодательства. Во-вторых, недостаточной подготовкой специалистов, применяющих уголовно-правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. В-третьих, отсутствием методических разработок, позволяющих правоохрани-тельным органам обеспечить сбор и анализ доказательств о нарушениях правил конкуренции в соответствии с действующим (в том числе уголовно-процессуальным) законодательством Российской Федерации. Статья 12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках"*(5) наделяет федеральный антимонопольный орган правом на-правлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для реше-ния вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, свя-занных с нарушением антимонопольного законодательства.

В мае 1995 года на основе ч.2 ст.34 Конституции РФ был принят Феде-ральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пересмотревший многие положения ранее действовавшего законода-тельства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на то-варных рынках. В частности, п.4 ст.24 Закона о конкуренции установлено, что руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также должно-стные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполни-тельной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления несут уго-ловную ответственность по действующему законодательству за повторное в те-чение года совершение следующих деяний:

- неисполнение в срок предписания антимонопольного органа;

- воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольного орга-на возложенных на них обязанностей.

Заключение:

Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совер-шенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения. Для обеспечения нормальной конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой создано антимонопольное законодательство. Аналогичный процесс происходит и в на-шей стране. Экономические системы большинства стран мира базируются се-годня на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринима-тельства. Соблюдение их обеспечивается государством в рамках антимоно-польной политики, роль которой существенно возрастает. Антимонопольные законы приняты почти в 90 странах, причем приблизительно в 40 - в последние десятилетия. Главные направления, по которым реализуется государственная антимонопольная политика, фиксируются, как правило, в законах о конкурен-ции (антимонопольных законах). При всем многообразии национальных осо-бенностей можно выделить три основных, "классических" элемента антимоно-польного регулирования, по большинству стран и предопределяемых основны-ми видами ограничительной деловой практики. Они представляют собой сово-купность норм, направленных на предупреждение и пресечение антиконку-рентных (ограничительных) соглашений; устранение злоупотреблений домини-рующим положением на рынке; контроль экономической концентрации. В этом суть антитрестовского законодательства США, конкурентной политики Евро-пейского Союза, стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы.

Антимонопольное законодательство стран СНГ также содержит нормы, характерные для современного конкурентного права развитых стран и реко-мендуемые международными организациями в качестве типовых. С каждым годом увеличивается число дел, рассмотренных антимонопольными органами стран СНГ по пресечению антиконкурентных действий, укрепляются интегра-ционные правовые механизмы в сфере антимонопольной политики.

Похожие работы на данную тему