Введение:
Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономи¬ческих проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необ¬ходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адек¬ватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.
Результаты интеллектуальной творческой деятельнос¬ти занимают особое место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяются на две основные сферы прав: авторское право и промышленную собствен¬ность.
Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые свя¬заны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятель¬ности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов.
Прежде всего в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собствен¬ности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами.
Глава 3:
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом инте¬ресов.1 Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке.
Специальной формой защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст. II ГК РФ следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разуме¬ется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запре¬щенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых за¬коном средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты доста¬точно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди назван¬ных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Заключение:
В связи с распадом СССР реформа законодательства об охране интел¬лектуальной собственности в рамках единого союзного государства оказа¬лась незавершенной. Большинство названных выше союзных законов даже не успело вступить в действие, что, безусловно, на какое-то время затор¬мозило процесс реформирования рассматриваемой области. Перед бывши¬ми союзными республиками, а ныне — независимыми государствами встала задача самостоятельного развития начатого процесса. Наибольших успехов на этом пути достигла Российская Федерация.
Одновременно с созданием нормативной базы в 1992—994 гг. в Рос¬сийской Федерации была проделана большая работа по созданию и рефор¬мированию системы органов, занимающихся практической работой по охране интеллектуальной собственности.
Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации в целом преодолена та кризисная ситуация, которая возникла в области охраны интеллектуальной собственности в связи с распадом СССР.