Введение:
За годы Советской власти многие институты и механизмы рыночной экономики ушли из жизни России, и только теперь, в период коренных изменений в российской экономики, они возвращаются в сознание людей. Среди этих учреждений к нам возвращается и биржа. Не виделись мы с двадцатых годов, когда после НЭПа все биржи разогнали. С тех пор биржа изменилась, но не настолько, чтоб ее не узнать, изменилась, но не во многом. Все функции, которые она выполняла тогда, она выполняет и сейчас с завидным постоянством.
Биржа в классическом понимании это:
1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;
2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.
Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары (мы к этому сейчас возвратились), множество ярмарок, которыми, кстати сказать, так богата была Россия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений.
Первоочередной задачей в России, как и в любом правовом государством, естественно, является необходимость создания необходимого правового обеспечения деятельности бирж и биржевой торговли.
Часть 2:
В соответствии с действующим законодательством, биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
В Законе содержатся определенные ограничения на учредителей биржи. В учреждении биржи не могут участвовать:
• высшие и местные органы государственной власти и управления;
• банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;
• страховые и инвестиционные компании и фонды;
• общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
• физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.
Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Для получения лицензии в Комиссию представляются следующие документы:
• заявление;
• устав товарной биржи;
• учредительный договор или заявка на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;
• свидетельство о государственной регистрации товарной биржи;
• правила биржевой торговли;
• документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы; документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;
• список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.
Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.
Лицензия выдается товарной бирже в течение 15 дней после принятия решения, в одном экземпляре, при предъявлении документа, подтверждающего перечисление разового сбора.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 151 «О сборах за выдачу лицензий товарным биржам» был установлен разовый сбор за выдачу лицензии на организацию биржевой торговли товарной бирже, зарегистрированной в качестве коммерческой организации, в 30-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда, товарной бирже, зарегистрированной в качестве некоммерческой организации, - в 20-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда. Сборы за выдачу лицензий товарным биржам перечисляются в федеральный бюджет.
Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.
В случае утери лицензии на основании имеющихся в Комиссии документов товарной бирже выдается дубликат.
Обо всех изменениях в своих учредительных документах и правилах биржевой торговли товарная биржа в течение 15 дней после их принятия должна сообщить в Комиссию. При несоответствии внесенных изменений нормативным документам, регламентирующим деятельность товарных бирж, Комиссия в месячный срок направляет бирже официальное предписание о приведении учредительных документов в соответствие с нормативными.
Заключение:
В совpеменной экономической литеpатуpе товаpная биржа рассматривается, во-пеpвых, как экономическая категоpия, отражающая составную часть pынка, спецификой котоpого является особая оптовая фоpма тоpговли товаpами с определенными характеристиками: массовость, стандаpтность, взаимозаменяемость. Во-втоpых - хозяйственное обьединение пpодавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли облегчения, ускоpения и удешевления тоpговых соглашений и операций.
Итак, товарная биржа - рыночный механизм, выполняющий ряд стабилизирующих функций в экономике, а именно обеспечивает:
- ликвидность и оптимальное распределение важнейших сырьевых товаров;
Многообразие форм биржевых операций, постоянное совершенствование практики биржевой торговли создают основу для эффективного функционирования рыночного механизма, сбалансирования рынка, снижения затрат на приобретение и реализацию продукции. Даже в условиях заметных колебаний рыночных цен биржевые операции позволяют фирмам планировать свои издержки и прибыль на достаточно большие периоды, разрабатывать стратегию развития компаний с регулируемым риском, гибко сочетать различные формы инвестиций, снижать свои расходы на финансирование торговых операций.
Наша экономика уже созрела для интеграции в мировую биржевую торговлю и для развития рыночных механизмов внутри страны. Средства и энергия для этого есть. Остается только перевести все это из области потенциально возможного в область реально осуществленного.
Жизненные силы России далеко не иссякли. Вслед за кризисами приходят подъемы. Поэтому, обогатив ум знанием опыта других стран, утвердившись в уверенности в свои силы, можно вступать на стезю практической деятельности с верой в большое экономическое будущее России.