Введение:
Германия является одним из лидеров (по всем показателям) в своём регионе в частности, и во всём ЕС - в общем. Это высокоразвитая страна постиндустриального общества, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и сферой услуг. Безусловно, имеется ряд довольно-таки значительных проблем, но потенциал страны и нации, общественно-политический курс, а также история экономики страны и её формирования не даёт повода для беспокойства за будущее Германии.
Германия является ведущим звеном в странах ЕС. Германия вносит самый высокий вклад в бюджет ЕС. На ее долю приходится почти треть всей суммы, что равно взносам двух других крупных стран (Франции и Великобритании), вместе взятых. В то же время объем средств, поступающих в распоряжение страны, почти втрое меньше. Поэтому во время председательства в ЕС германское правительство стремилось внести коррективы в формирование новых финансовых рамок, добиться более справедливого распределения финансового бремени в рамках Евросоюза.
На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада.
Как стратегический партнёр, Германия представляет собой огромный интерес для России, и имеется множество предпосылок для успешного развития сотрудничества.
Таким образом, данная тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения. Целью данной курсовой работы является изучение роли Германии в Европейском Союзе.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи:
- дать общую характеристику экономики Германии, а так же определить место Германии в мировой экономике;
- рассмотреть роль Германии в история развития Европейского союза;
- изучить положение страны в ЕС на современном этапе;
- исследовать место Германия и развитие европейской интеграции в рамках ЕС.
Информационной базой для написания работы послужили труды отечественных учёных, статьи, статистические материалы по вопросам развития Германии.
Глава 2:
Германия была одним из инициаторов создания в 1957г. Европейского экономического сообщества (ныне - Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.
Поначалу в 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами Федеративная Республика основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.
Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и новому Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский договор дал старт созданию экономического и политического союза; третий и последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах. Итак, созданы предпосылки для превращения ЕС в подлинно широкий политический союз.
Новый Договор о Европейском Союзе. Дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции стал новый Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор. 1 мая 1999 г. он вступил в силу и содержит следующие новые моменты:
- В целом ЕС должен в большей мере отвечать потребностям граждан. Эту цель преследует укрепление принципа субсидиарное, усовершенствование основ для охраны окружающей среды, более совершенная защита основных прав (например, общий запрет на дискриминацию, равноправие мужчины и женщины). В новом договоре учтены и интересы публично-правовых радио- и телекомпаний, сберегательных касс, церквей, спортивных союзов.
- Должна быть повышена эффективность и транспарентность СВППБ. Эта цель достигается за счет предоставления генеральному секретарю Европейского совета дополнительных полномочий верховного представителя по вопросам СВППБ. Помогает ему новое ведомство стратегического планирования и раннего оповещения. Одновременно в форме совместной стратегии создан новый инструмент для проведения совместной внешней политики, который впервые позволяет принимать решения в области СВППБ квалифицированным большинством голосов.
- Важное значение в области политики безопасности имеет закрепленная в договоре перспектива интеграции Западноевропейского союза (ЗЕС) в ЕС. Составной частью Договора о ЕС стали также так называемые "петерсбергские задачи" (проведение миротворческих и гуманитарных акций).
- Часть важных задач в сфере юстиции и внутренней политики передается в более эффективные руки ЕС (общая визовая политика, положения, регулирующие режим на внешних границах, политика предоставления убежища и политика в отношении беженцев, предпосылки для въезда и пребывания в государствах ЕС граждан из третьих стран, правовое сотрудничество по гражданским делам, некоторые аспекты сотрудничества в сфере таможенной политики, борьба с мошенничеством, наносящим ущерб бюджету ЕС).
- Там, где межправительственное сотрудничество в сфере юстиции и внутренней политики продолжает функционировать на межгосударственной основе, новый инструмент упрощает процедуру принятия рамочных решений. Заметно расширилась роль Европейского суда. Новым моментом является также придание Европолу оперативных полномочий и интеграция успешного сотрудничества по линии Шенгенского соглашения в рамки ЕС.
- Положения о гибкости в сфере юстиции и внутренней политики открывают возможности для более интенсивного сотрудничества между государствами, которые к этому готовы и могут это осуществить.
- В Европейском совете решения все чаще будут приниматься квалифицированным большинством голосов. Заметно повышается роль председателя Европейской комиссии. Что касается будущего численного состава комиссии и распределения голосов в рамках Евросовета, то был принят поэтапный план, предусматривающий необходимость институциональных реформ до очередного расширения ЕС.
- Специальная статья, посвященная политике в области занятости, образует основу для разработки в будущем скоординированной стратегии в области занятости в Европе. Кроме того, в Договор о ЕС войдет соглашение по социальной политике.
Прогресс, достигнутый после Амстердамского договора. На сессии Европейского совета в Берлине (март 1999 г.) было достигнуто единства относительно "Повестки 2000" , определяющей финансовые рамки ЕС на период 2000-2006 гг. Для Германии она означает сокращение бремени взносов в ЕС на 500 млн. евро (с 2002 г.) и на 700 млн. евро (с 2004 г.). Таким образом, Германии удалось добиться важного поворота в вопросе о финансировании ЕС.
На сессии Европейского совета в Кельне (июнь 1999 г.) был принят Европейский пакт в области занятости, благодаря чему все меры ЕС в этой области сводятся в широкую единую концепцию, и закрепляется необходимость диалога между Евросоветом, Еврокомиссией. Европейским центральным банком (ЕЦБ) и социальными партнерами. Тем самым ЕС усовершенствовал свой механизм по борьбе с безработицей.
На спецсессии Евросовета в Тампере (октябрь 1999 г.), посвященной правовой и внутренней политике, была продолжена реализация проекта интеграции, нацеленного на создание совместного европейского правового пространства. В частности, было согласовано создание совместной системы предоставления убежища.
На сессии Евросовета в Лиссабоне была достигнута договоренность о комплексе мер по модернизации экономики и общества при укреплении и дальнейшем развитии европейской социальной модели. В первую очередь предусмотрены конкретные меры, призванные подготовить Европу - за счет использования новых информационных и коммуникационных технологий - к переходу к экономике, базирующейся на знаниях и инновациях ("новая экономика").
Для того чтобы обеспечить дееспособность ЕС в условиях расширения, необходимы широкая адаптация и изменения институциональных рамок союза. Дальнейшее существование институциональных структур, изначально предусмотренных для 6 стран ЕЭС, в условиях расширения невозможно. Поэтому в феврале 2000 г. ЕС созвал межправительственную конференцию с целью подготовить свои институты к предстоящему расширению и создать условия для приема новых членов самое позднее к началу 2003 г.
С 01.01.1999 г. Германия, в соответствии с очередностью, выполняет функции координатора в органах Евросоюза. Новое правительство ФРГ придает центральное значение процессу расширения и углубления европейской интеграции. Ставится также задача дальнейшей демократизации ЕС и усиления роли Европарламента.
Новый кабинет намерен поставить во главу угла интеграционной политики ФРГ борьбу с безработицей, добиваться заключения европейского Пакта о занятости. В числе приоритетов правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент делается на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.
Заключение:
Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение, что Германия является одним из лидеров (по всем показателям) в своём регионе в частности, и во всём ЕС - в общем. Это высокоразвитая страна постиндустриального общества, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и сферой услуг. Безусловно, имеется ряд довольно-таки значительных проблем, но потенциал страны и нации, общественно-политический курс, а также история экономики страны и её формирования не даёт повода для беспокойства за будущее Германии.
Экономический рост Германии достигнет наивысших показателей в ближайшие четыре года. Для этого необходимо, чтобы производители дождались результатов реструктуризации предприятий и вернули доверие покупателей к своей продукции.
Хотя объемы ВВП Германии растут медленно, немецкая промышленность демонстрирует на сегодняшний день высокую конкурентоспособность, и, как считают экономисты, результаты происходящих в ее экономике изменений будут заметны уже на следующий год.
Индекс экономического роста, присвоенный Германии Еврокомиссией, достиг в январе отметки в 98,4 и вырос на 1,6 единиц по сравнению с предыдущим месяцем. Это рекордный показатель за последние три года.
Также одним из факторов успеха немецких компаний стало заключение соглашения с профсоюзами по вопросам заработной платы, что позволило существенно сократить затраты на персонал.
Однако стабильные показатели, которые демонстрирует экономика Германии, не могут компенсировать общие проблемы Евросоюза. Темпы экономического роста замедлились на всей территории еврозоны. Особенно заметно это стало в третьем квартале 2004 на фоне упрочения единой валюты ЕС. Хотя январские показатели вполне сравнимы с декабрьскими, они остаются ниже уровня ноября. Помимо этого, рекордно низкой отметки достигло доверие к промышленному сектору еврозоны.
Как стратегический партнёр, Германия представляет собой огромный интерес для России, и имеется множество препосылок для успешного развития сотрудничества.