Введение:
Результаты контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой и налоговыми органами, показывают, что в последние годы происходит значительный, ничем не обоснованный опережающий рост сумм денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на возмещение НДС, уплачиваемого экспортерами поставщикам материальных ресурсов.
Эти проблемы, в первую очередь, обусловлены имеющимися существенными недостатками в нормах налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, регулирующих возмещение НДС экспортерам. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) не устанавливает зависимость между соблюдением налоговой дисциплины организациями-экспортерами и возмещением им НДС, а также обязанность налоговых органов проверять правильность применения цен на товары при контроле за полнотой исчисления и суммы возмещения НДС.
Таким образом, одной из основных проблем в этой области фискальной политики является упорядочение положения с возмещением НДС организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0%.
Предусмотрено возместить экспортерам 280 млрд. руб. НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составляет более одной трети от запланированного поступления налога в бюджет. В результате роста сумм возмещения НДС поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, происходит снижение доли этого налога в доходах бюджетной системы страны. Например, на 2005 год доля НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации, планируется на уровне 21,5% в объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации против доли этого налога в доходах консолидированного бюджета в 1996-1997 годах на уровне 25-26% .
В этой ситуации принципиально важно, что проблема возмещения налога заключается главным образом не в том, имел ли место реальный экспорт, а была ли произведена уплата в бюджет возмещенных сумм НДС и поступила ли эта сумма налога в бюджет.
Глава 3:
Самым ярким проявлением интернационализации и роста взаимозависимости хозяйственной жизни государств является экономическая интеграция в рамках ЕС. Гармонизация и унификация налоговых систем стран - членов ЕС стала мощным средством обеспечения интеграционных процессов внутри ЕС. Согласно Договору об образовании ЕЭС, вступившему в силу в 1958 г., унификации подлежали налог с оборота (НДС) и иные косвенные налоги. В рамках ЕС налог на добавленную стоимость стал важным инструментом борьбы за рынки сбыта с третьими странами, в частности с США, так как в соответствии с правилами ВТО, страны ЕС уменьшают на величину этого налога цены экспортируемых ими товаров и услуг.
Пример интеграции стран ЕС, опыт построения единого экономического пространства интересен для России в связи постепенным ее объединением с Белоруссией в Союзное государство в условиях рыночного хозяйствования. Опыт ЕС в области гармонизации налога на добавленную стоимость на территории ЕС и создания условий для устранения фискальных границ может быть полезен в регулировании отношений не только между Россией и Белоруссией, но и между странами - участницами Таможенного союза внутри СНГ. Наконец, расширение экономических контактов наших стран на европейском рынке требует преобразования существующих сейчас в России и Белоруссии налоговых систем в направлении создания более благоприятных условий для интеграции нашей экономики в мировую и европейскую.
Говоря о процессе построения единого рынка и единого налогового пространства в Европе, необходимо учитывать эволюционный характер осуществляемых преобразований. На создание Таможенного союза было потрачено 45 лет: с начала формирования в 1951 г. ЕЭС, когда в странах-участницах были постепенно ликвидированы таможенные пошлины на продукцию черной металлургии и каменноугольной промышленности, до 1 января 1996 г., когда начал действовать Европейский таможенный союз. В настоящее время этот Союз характеризуется отменой таможенных пошлин при осуществлении торговых операций между государствами - участниками ЕС и применением в отношении третьих стран Единого таможенного тарифа (ЕТТ). В свою очередь тарификация товаров осуществляется в соответствии с Комбинированной номенклатурой товаров, действующей на условиях Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Что касается правил происхождения товаров и методов определения таможенной стоимости, их применение для целей налогообложения определено Таможенным кодексом ЕС, принятым в форме Регламента Совета ЕС от 12 октября 1992 г.
При проведении совместных реформ в налоговой политике страны ЕС, с одной стороны, стараются обеспечить максимально возможную степень унификации своих налоговых систем, с другой - учесть зачастую не совпадающие требования стран - членов ЕС.
В связи с отменой таможенных границ между странами - членами ЕС с 1 января 1993 г. значительно изменились правила налогообложения. Отмена границ сделала возможным отказ от большого числа таможенных документов, но вызвала появление новых налогооблагаемых операций и привела к введению новых формальностей.
Заключение:
В отличие от акцизов или налогов с продаж, в том или ином виде существовавших веками, налог на добавленную стоимость – относительно недавнее изобретение человечества. Ему всего полвека. Придумал НДС в 1954 году сотрудник налогового ведомства Франции Морис Лорэ. Идею нового косвенного налога поддержали на континенте сразу и многие: ведь он, по сути, заставлял налогоплательщиков самим заниматься им на каждой стадии производства того или иного товара. А государство получало весьма надежный источник поступлений в казну, причем охватывающий сразу всю экономику, а не только одну его отрасль – розничные продажи.
Объединяемой Европе с самого начала было важно, чтобы товары могли легко пересекать границы между европейскими странами. Поэтому, с точки зрения контроля, появление НДС было наилучшим решением, полагает сотрудник исследовательского института IFO в Мюнхене Рюдигер Парше: «Налог с продаж более открыт для возможных махинаций в местах сбора, и государство рискует остаться вообще без доходов. В случае НДС государство лучше контролирует ситуацию и потому гарантирует пополнение собственного бюджета».
Экономика Германии сегодня – третья в мире. А две первых – американская и японская – обходятся налогом с продаж без НДС. «На федеральном уровне в США существует только один налог – подоходный, - говорит сотрудник исследовательского института Катона в Вашингтоне Крис Эдвардс. - А в Европе есть еще и налог на добавленную стоимость. Там это необходимо, кстати, и для содержания большого государственного аппарата».