Введение:
Для России с ее огромными пространствами и резким сокращением населения, миграционная политика приобретает особую остроту. Мигранты - это не только потенциальная среда для развития преступности, экономически развитые страны уже давно привлекают высококлассных специалистов из других стран.
За последние годы Россия столкнулась с небывалым объемом миграционных процессов. Только по официальным данным, с 1989 года в нашу страну въехало более 11 млн. человек, а выехало менее 6 миллионов. Получилось, что положительное “миграционное сальдо” равняется примерно 5,6 млн. человек. Внутренняя миграция также приняла масштабный характер: с 1989 года внутри России переместился каждый четвертый житель, при этом наиболее привлекательными районами для переселения являются центр и юг страны.
Неконтролируемая миграции ведет к самым негативным последствиям, таким как увеличение нагрузки на коммунальную инфраструктуру городов и социальную сферу, рост преступности и транзита наркотических и психотропных средств, других асоциальных проявлений, а также возрастание риска межэтнических и межконфессиональных конфликтов, то есть встает вопрос о национальной безопасности России.
Как уследить за нелегальными мигрантами, которых в России несколько миллионов? Теперь об этом голова будет болеть у сотрудников новой службы - миграционной инспекции. Отныне инспектора имеют право наведаться в любую организацию и проверить, есть ли у работающих там иностранцев разрешение на работу. Если нет - работодателей ждут штрафы, а гастарбайтеров - нелегалов - выдворение из России.
Цель данной работы – обосновать актуальность формирования миграционных инспекций на территории Российской Федерации. Для этого необходимо решить следующие задачи:
исследовать миграционные процессы в России на современном этапе;
выявить особенности миграции в России;
обосновать необходимость формирования миграционных инспекций;
разработать положение о миграционной инспекции.
Глава 2:
Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают:
совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;
совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;
дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами — подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В целях обеспечения государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства 16 декабря 1993 года выходит указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» за №2145., согласно которому на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации был введен иммиграционный контроль.
Указанным законом определены основные задачи иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу:
контроль над въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет;
осуществление мер по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранцев в установленных законодательными актами случаях и порядке;
рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию России, о предоставлении убежища.
Одна из примет сегодняшнего времени – все возрастающая межрегиональная и международная миграция населения и, в частности, растущее использование иностранных работников в нашей стране. Наполнились новым содержанием такие понятия как: рынок труда, экспорт и импорт рабочей силы, внешняя трудовая миграция, маятниковая миграция, гастарбайтеры, сезонные рабочие и др.
Особенности развития миграционной ситуации потребовали от руководства страны принятия мер по совершенствованию управления миграционными процессами. Указом Президента Российской Федерации в 2002 году координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Принят также ряд законов, регулирующих вопросы приобретения гражданства и правового положения иностранных граждан на территории государства, определяющих порядок въезда, пребывания и выезда из страны, трудовой деятельности иностранных граждан, устанавливающих ответственность за нарушение иммиграционных правил и содействие незаконной миграции. В целях совершенствования миграционной политики Правительство Российской Федерации в марте 2003 года одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
Идет подготовка законопроектов, регламентирующих вопросы регистрации и регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, создания государственного регистра населения и регулирующих другие направления миграционной политики, что соответствует рекомендациям Президента России В.В. Путина в его послании Федеральному Собранию 17 мая 2003 года, где было указано: «Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика - выгодная для страны и удобная для людей».
Разработка и принятие нового федерального законодательства, направленного на усиление государственного регулирования и контроля за миграционными процессами в Российской Федерации, неизбежно потребовали от субъектов Российской Федерации, в частности Москвы, осуществления адекватных мер как по изменению действующих, так и по разработке новых городских нормативных правовых актов. При этом учитывается, что создание эффективной системы управления миграционными процессами возможно только лишь при комплексном подходе и тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Федерации. Для решения этих задач в структуре Правительства Москвы был создан Отдел по работе с органами исполнительной власти в области миграции, а в составе Главного управления внутренних дел г. Москвы сформировано Управление по делам миграции.
Заключение:
Исследование миграционных процессов в Российской Федерации выявило влияние отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты.
В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.
Целями регулирования миграционных процессов в Российской Федерации являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Для осуществления полноценного контроля за пребыванием иностранных граждан одной лишь ныне существующей управленческой структуры – Федеральная миграционная служба РФ - недостаточно. На территориях нужны ее исполнительные органы - миграционные инспекции, основной целью которых является обеспечение эффективного управления процессом иммиграции, исходя из интересов социально-экономического развития и национальной безопасности России в целом и отдельных регионов, то есть придать миграционным процессам цивилизованные рамки.
В задачи миграционной инспекции входит не только стабилизация криминогенной обстановки в местах наибольшей дислокации нелегальных мигрантов, но и защита самих мигрантов. Легализовавшись, мигрант обладает правом на защиту в области трудоустройства, правом на жилище и в конечном итоге по прошествии периода, установленном законодательством РФ, правом на приобретение гражданства РФ.
В данной работе обоснована актуальность формирования миграционных инспекций на территории Российской Федерации. Для этого выполнены следующие задачи:
исследованы миграционные процессы в России на современном этапе;
выявлены особенности миграции в России;
обоснована необходимость формирования миграционных инспекций;
разработано положение о миграционной инспекции.