Курсовая практика по теме: Особенности коррекционной работы по формированию фразовой речи посредством использования различных видов творческих работ

Название работы: Особенности коррекционной работы по формированию фразовой речи посредством использования различных видов творческих работ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Теоретические подходы. 5

1.1. Развитие фразовой речи в норме и особенности развития фразовой речи у детей с нарушением интеллекта. 5

1.2. Анализ методик. 13

Глава 2. Исследование. 19

2.1.База и организация исследования 19

2.2.Методы и методика исследования 20

Глава 3. Рекомендации. 26

3.1. Теоретические основы для формирующего эксперимента. 26

3.2. Комплекс упражнений направленных на формирование фразовой речи детей с интеллектуальным недоразвитием 32

Заключение. 34

Литература. 36

Приложения. 38

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы работы определяется следующими положениями.

Начало формирования фразовой речи – это возраст 3-4 года.

Формирование речи в дошкольном возрасте предполагает ее развитие воспитателями и родителями. Причем, чем меньше дети, тем больше в их речи должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с нарушением интеллекта, то наряду с общим влиянием дефекта на весь ход их психического развития, он оказывает специфическое воздействие на становление фразовой речи.

Система логопедического воздействия по формированию фразовой речи опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции. Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может свободно выражать свои мысли.

В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена такая единица речи, как фраза (предложение), с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

Выдающийся советский лингвист АН.Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой» .

Связь значащих слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

Глава 3:

Специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фразовой речи у детей с интеллектуальным недоразвитием определяет целый ряд особенностей:

1. Возрастные, характерологические особенности дошкольников с интеллектуальным недоразвитием, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.

2. Присущая детям с интеллектуальным недоразвитием сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она до статочна высока. По данным Н. А. Менчинской, А. Н. Цымбалюк , побуждающими к познавательной активности детей с интеллектуальным недоразвитием являются перцептивные процессы. Это требует применения в процессе логопедической работы достаточно большого количества наглядного материала.

Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (по П. Я. Гальперину) .

3. Для детей с интеллектуальным недоразвитием характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам с интеллектуальным недоразвитием рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

4. Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с интеллектуальным недоразвитием связано с несформированностью регулирующей функции речи (В. И. Лубовский) . С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение заданий под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.

5. Для дошкольников с интеллектуальным недоразвитием характерно нарушение смыслообразующей функции. При осуществлении ими сознательно регулируемой деятельности необходимо развивать смысловую иерархию действий, т. е. для достижения заданной цели им требуется активная ориентировка в задании. Трудности осознания детьми с интеллектуальным недоразвитием предлагаемых заданий предусматривают расширение ориентировочной части:

• обязательное рассмотрение структуры материала и действия;

• выделение в материале ориентиров, а в действии — последовательности его отдельных движений;

• неоднократное повторение задания;

• предъявление простых инструкций, предусматривающих выполнение одного действия;

Заключение:

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением речи детей с интеллектуальным недоразвитием, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с интеллектуальным недоразвитием не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

У детей с интеллектуальным недоразвитием, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к развитию фразовой речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

Результаты нашего исследования показывают, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием формирования фразовой речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Речь – это инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. У детей с интеллектуальным недоразвитием в ходе специального обучения надо формировать потребность в речевом общении.

Похожие работы на данную тему