Введение:
На поверхности экономических явлений кредит выступает как времен-ное позаимствование веши или денежных средств. При помощи кредита при-обретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, ме-ханизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа.
Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары). Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки экономического анализа. Как уже отмечалось, экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует прежде всего рассматривать как определенный вид общественных отноше-ний.
Условия рыночной экономики существенно изменили характеристики деловой среды, критерии оценки и механизмы управления предприятиями России. В современных экономических условиях принципиальное значение приобретает способность промышленных предприятий обеспечивать высо-кую экономическую эффективность в долговременном периоде. Сложность реализации такой стратегии обусловлена высокой степенью изменчивости состояний деловой среды. Важным резервом здесь является совершенствова-ние кредитной политики, то есть комплекса различных мероприятий по из-менению объемов кредитов, уровня процентных ставок и сроков предостав-ления. Традиционные концепции формирования кредитной политики уже не в полной мере оправдывают себя.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ кредита и кредитной политики организаций как инстру-мента финансирования их деятельности.
Достижение поставленной цели .потребовало решения следующих за-дач, определивших логику курсовой работы и её структуру:
1. исследовать сущность и основные элементы кредита, и его роль в современной экономической среде
Глава 2:
Давая общую характеристику кредитному рынку России необходимо отметить, что к началу марта 2007 г. задолженность по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам, предоставленным банками всем катего-риям заемщиков, составила 8756,0 млрд. рублей. С начала 2006 г. кредитный портфель увеличился на 37,5% (за аналогичный период предыдущего года — на 33,9%).
Ускорение роста кредитного портфеля в 2006 г. по сравнению с пре-дыдущим годом объясняется интенсивной динамикой кредитования нефи-нансовых организаций во втором полугодии 2006 года.
Доля просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле на 1.03.07 составила 1,34% (на начало2006 года— 1,20%).
В 2006 году качество кредитного портфеля существенно не измени-лось: объем кредитов увеличился на 4,8%, а величина просроченной задол-женности — на 4,6%.
Удельный вес рублевых кредитов в ссудном портфеле за 2006 г. уве-личился с 68,5 до 69,2%. Однако в конце года повысившийся спрос заемщи-ков на кредиты в иностранной валюте способствовал увеличению их доли на 1,2 процентного пункта.
Риск по кредитам, выданным в иностранной валюте, в 2006 г. был меньше, чем по кредитам в рублях. Удельный вес просроченных кредитов в иностранной валюте в соответствующем портфеле снизился с 0,59% на нача-ло года до 0,53% на 1.03.07, в то время как аналогичный показатель в рублях вырос за тот же период с 1,48 до 1,70%.
Задолженность нефинансовых организаций перед банками по суммар-ным кредитам в рублях и иностранной валюте к марту 2007 г. составила 5530,9 млрд. рублей. Темп прироста этого показателя за 2006 г. был равен 29,4% (за соответствующий период 2005 г. — 23,4%). Даная тенденция на-глядно представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. – Динамика просроченной задолженности
За 2006 год рублевая и валютная составляющая кредитного портфеля этой категории заемщиков выросли соответственно на 2,3 и 2,4%, при этом доля валютной составляющей не изменилась и составила 29,4% (на 1.01.06— 31,6%). Удельный вес просроченной задолженности по кредитам нефинансо-вым организациям за 2006 год практически не изменился и на 1.01.07 соста-вил 1,41% по рублевым и 0,65% по валютным операциям.
Более интенсивный рост кредитного портфеля нефинансовых органи-заций в 2006 г. связан в том числе с усилением роли банковского кредита как источника ресурсов для финансирования инвестиций и, соответственно, с расширением спроса предприятий на долгосрочный кредит. По итогам 2006 г. доля банковских кредитов в финансировании инвестиций в основной капи-тал была максимальной за период с начала 2000 г. и составила 9,3% (в 2005 г. — 6,5%). Эти данные согласуются с увеличивающимися темпами роста кре-дитов нефинансовым организациям на срок более 3 лет, составившими за 2006 г. 65,3% (за такой же период 2005 г. — 52,9%).
В результате совокупная задолженность нефинансового сектора эко-номики по кредитам наибольшей срочности в 2006 году превысила 1 трлн. руб. (1007,8 млрд. руб. на 1.01.07).
Удельный вес кредитов, предоставленных нефинансовым организаци-ям на срок более 3 лет, в их общем объеме возрос за 2006 год с 14,3 до 18,2%.
Структура долгосрочного портфеля по валютам операций в течение 2006 г. практически не изменилась: доля рублевой составляющей была равна 48,3% на начало года и 48,4% на 1.01.07.
Заключение:
Эффективное использование кредита в рамках разработанной кредит-ной политики организации позволяет обеспечить достижение целей по вы-ручке от реализации (валовой прибыли) и максимизировать прибыль.
Кредит представляет собой универсальный инструмент позволяющий организации получить требуемые дл ее развития финансовые ресурсы в оп-ределенный интервал времени. Несомненно кредит имеет цену, которая оп-ределяется ссудным процентом, но организации воспринимают ее как неиз-бежное зло.
И все же функция кредита как средства финансирования деятельности организации является одной из первостепенных по значимости, потом как в раках рыночной экономики у большинства предприятия не хватает собствен-ных финансовых ресурсов для разработки новых продуктов, позволяющих им удержать, либо увечить собственный уровень конкурентоспособности, и получить дополнительную прибыль.
Далее необходимо отметить, что если достижение целей по выручке от реализации и валовой прибыли связано с результативностью кредитной по-литики, то достижение целей по прибыли следует связать с эффективностью кредитной политики, т.к. прибыль есть разность между валовой прибылью и валовыми расходами, на которые кредитная политика влияет одновременно. В связи с этим критерием эффективности кредитной политики является мак-симизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность
На практике же четкие формулы и определения вообще отсутствуют, решение "кредитных вопросов" происходит, в основном, методом "научного поиска". Как правило, в кредитной политике используются два основных по-казателя: отсрочка платежа и размер кредита. Другими параметрами, опре-деляющими содержание кредитных условий, оперируют крайне редко. Ино-гда в более-менее продвинутых компаниях говорят о скидках в цене за свое-временный расчет, крайне редко ведется речь о кредитных статусах или стан-дартах оценки покупателя. И даже когда обсуждаются такие параметры как отсрочка платежа и размер кредита, то назначаются они совершенно интуи-тивно - по традициям, которые сложились в отрасли.