Введение:
В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разно-образие определений понятия психологического теста. Ниже приведены неко-торые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандар-тизованное измерение выборки поведения" . "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления коли-чественных (и качественных) индивидуально психологических различий" . "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психоло-гических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления час-тичных типов поведения" . Все определения содержат следующие общие мо-менты:
во-первых, тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интер-вью, аппаратурные методы и др.;
во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интел-лекта;
в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степе-нью объективности, надежности и валидности.
В рамках данной работы рассмотрен один из видов используемых в прак-тике тестов – Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Авторы методики - X. Морган и Г. Мюррей (1935 г). Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой об-следуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неод-нозначную интерпретацию Обычно обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день. Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рас-сказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, вы-разительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограм-ме или записи на скрытый магнитофон. Проективная методика исследования личности. Возраст испытуемых - 18-65 лет. Область применения - клинико-психологические исследования, возрастная, судебная психодиагностика. Суще-ствует ряд модификаций. Пользователь – клинический психолог, психолог.
Глава 2: В рамках данной работы было проведено практическое исследование свойств личности с использованием тематического апперцептивного теста с це-лью проверки выдвинутых гипотез.
Обнаружены:
1.1. Достоверные различия по формальным параметрам между самооцен-кой и уровнем притязаний (критерий Манна-Уитни) (Приложение 2).
- по количеству правильных шагов: U = 121,0 (p = 0,029), где
х (№1) = 8,95; х (№2) = 7,90;
- по индексу эффективности № 1 : U = 96,0 (р = 0,005), где
х (№1) = 5,0315; х (№2) = 3,6350;
- по индексу эффективности № 2 : U = 85,50 (р = 0,002), где
х (№1) = 6,6700; х (№2) = 5,4050;
- по уровню тревожности: U = 73,5 (p = 0,001), где
х (№1) = 17,2; х (№2) = 26,7.
1.2. Различия между долями лиц, имеющих дисгармоничное соотношение СО и УП по критерию Фишера показали следующее:
- 13 человек (n1 = 20);
Перевод в проценты:
- 65%;
1(85%) = 1,875
2(35%) = 1,266
H1 p<0,05
Различия между долями лиц, имеющих высокую личную тревожность по критерию Фишера показали следующее:
- 15 человек (n1 = 20);
Перевод в проценты:
- 75%;
1(75%) = 2,094
2(35%) = 1,266
H1 p<0,01
Рассогласование СО и УП сопровождается ростом личностной тревожно-сти.
2.1. Для анализа результатов методики использовались, прежде всего, вы-сотные характеристики СО. Для этого длина шкалы делилась на 3 равные части и профиль СО рассматривался как высокий, низкий, средний или смежный ме-жду названными зонами, в зависимости от локализации 2/3 отметок на шкалах, при соответствии данных клинической беседы графической картине. Учитыва-лись: общий профиль по всем шкалам; устойчивость СО по шкалам; отношение испытуемого к своему самооценочному статусу.
Высокой локализации соответствовала степень сложности от 12 до 9, средней от 8 до 5, низкой – от 4 до 1. В зависимости от принадлежности 2/3 вы-боров к определенной зоне, уровень притязания рассматривался как высокий, средний или низкий. Если 2/3 выборов локализовались в двух смежных зонах, УП рассматривался как средне-высокий или средне-низкий.
Адекватность определялась традиционным отсутствием (или присутстви-ем) атипичных шагов; общим расхождением между зоной устойчивого успеха и неуспеха: если оно составляло 3 и более ранга трудности,
Заключение:
Говоря о диагностической ценности ТАТ, необходимо подчеркнуть, что все выявляемые этой методикой закономерности и явления — не более чем по-тенциальные возможности, тенденции, установки личности. Поэтому неправо-мерен прямой перенос данных ТАТ на характеристику личности и самого пове-дения без учета клинического материала и объективных условий жизни испы-туемого. Категоризованный протокол ТАТ — не зеркальное отражение лично-сти пациента, а материал для гипотез исследователя.
В настоящее время классический вариант ТАТ широко используется в клинике неврозов. Наряду с ним, в социальной детской, профессиональной и других областях прикладной психологии популяры разнообразные модифика-ции ТАТ (вариант Мак-Клеланда и Аткинсона для исследования мотива дости-жения, детский ТАТ Беллака и другие). С классическим вариантом ТАТ их объ-единяет ряд формальны признаков:
аффективная насыщенность изображений;
их релевантность изучаемым переменным личности;
неопределенность тестовых условий;
инструкция, требующая придумать рассказ.
Очевидно, что триада черт "сниженная самооценка - высокий уровень при-тязаний - высокий уровень тревожности", является "триадой риска", поскольку сопряжена с возможностью хронизированного и интенсивного эмоционального перенапряжения.
В личностном профиле пациентов характерно расхождение уровней само-оценки и притязаний с ростом тревожности. В ходе исследования были под-тверждены высказанные гипотезы, что рассогласование СО и УП сопровожда-ется ростом личностной тревожности.