ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается не только цена ошибки, но и её вероятность. На человека действует одновре-менно большое количество информации в виде разнообразных сигналов, проти-воречивых факторов и условий. Для того чтобы выжить, человек должен реаги-ровать на эти сигналы, причём реагировать быстро и точно.
Но количество информации, поступающей к человеку, как правило, пре-вышает его возможности, поэтому необходим механизм выделения актуальных, наиболее личностно значимых сигналов. Эту функцию и выполняет внимание, которое ограничивает лишь ту часть информации, которая будет реально обра-батываться. Если человек привыкает всё делать внимательно, то внимание, ста-новясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике че-ловека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, спо-собностью лучше воспринимать окружающее.
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ВНИМАНИЯ
1.1. Проблема внимания и его развития в зарубежной и отечест-венной литературе
Характеризуя сложность проблемы внимания и его развития, А.Ф. Лазур-ский еще в 1917 году указывал: «Едва ли мы ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению [курсив автора] того сложного явления, которое мы называем процессом внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы поч-ти не встречаем противоречий. Во всяком, более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо считать главными и какие побочными» [4, с. 35].