Вопросы по теме: Физиологии высшей нервной деятельности

Название работы: Физиологии высшей нервной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Биология

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Тема 1. Предмет и задачи курса „Физиологии высшей нервной деятельности”. 3

Вопрос 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность 3

Вопрос 2. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности 4

Вопрос 3. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности 5

Тема 2. Основы теории курса „Физиологии высшей нервной деятельности” 6

Вопрос 1. Основы теории рефлекторной деятельности 6

Вопрос 2. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга 7

Тема 3. Функциональная организация мозга 9

Вопрос 1. Сенсорные системы (анализаторы) мозга 9

Вопрос 2. Модулирующие системы мозга 10

Вопрос 3. Основы функциональной организации двигательных систем мозга 11

Вопрос 4. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги 12

Тема 4. Врожденная деятельность организма 14

Вопрос 1. Безусловные рефлексы и их классификация 14

Вопрос 2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта) 15

Вопрос 3. Концепция драйва и драйв-рефлексы 16

Тема 5. Условно-рефлекторная деятельность организма 18

Вопрос 1. Привыкание как стимул-зависимое обучение 18

Вопрос 2. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение 19

Вопрос 3. Динамика условно-рефлекторной деятельности 20

Тема 6. Механизмы образования условных рефлексов 22

Тема 6. Механизмы образования условных рефлексов 22

Вопрос 1. Функциональные основы замыкания временной связи 22

Вопрос 2. Доминанты и условный рефлекс 23

Тема 7. Нейрофизиологические основы памяти и обучения 25

Вопрос 1. Временная организация памяти 25

Вопрос 2. Структурно-функциональные основы памяти и обучения 25

Вопрос 3. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти 26

Тема 8. Структура поведения 27

Вопрос 1. Функциональная система 27

Вопрос 2. Стадии поведенческого акта 28

Вопрос 3. Поведение в вероятностной среде 31

Вопрос 4. Нейронные механизмы поведения 33

Тема 9. Потребности человека 37

Вопрос 1. Детерминанты потребностей 37

Вопрос 2. Классификация потребностей 39

Вопрос 3. Потребности и воспитание 41

Тема 10. Мотивация 44

Вопрос 1. Биологическая мотивация 44

Вопрос 2. Общие свойства различных видов мотивации 45

Вопрос 3. Мотивация как доминанта 46

Вопрос 4. Нейроанатомия мотивации 48

Вопрос 5. Нейрохимия мотивации 51

Выдержка:

Тема 1. Предмет и задачи курса „Физиологии высшей нервной деятельности”.

Вопрос 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность

История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios — душевный), возникло у античных мыслителей и философов.

Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален). Уже среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).

Тема 9. Потребности человека

Вопрос 1. Детерминанты потребностей

Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. В процессе эволюции происходит совершенствование и развитие живых существ. Этот процесс трудно объяснить только приспособлением к изменениям меняющейся среды. «Уравновешивание со средой» обеспечивает лишь самосохранение индивида и вида. Оно — необходимое условие для развития, но не его направляющая тенденция. Несомненно, существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается в росте и усложнении центральной нервной системы организма и в освоении им среды обитания во все расширяющихся пространственно-временных масштабах. Движущей силой этого процесса и являются потребности — источник активности живых существ в окружающем, внешнем мире. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых организмов.

Представление о том, что внутренняя активность самого организма является одной из главных детерминант поведения, развивалось и И.П. Павловым. Им вводится новое понятие — «рефлекс цели» как «стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова». В качестве примера рефлекса цели он рассматривает пищевой и ориентировочный (исследовательский) рефлексы, наделяя их эпитетом «хватательные рефлексы». Им выделены следующие особенности хватательного рефлекса: 1) стремление к объекту, — завершающееся захватыванием его, ведет к развитию успокоения и равнодушия; 2) для рефлекса цели характерна периодичность появления.

Похожие работы на данную тему