Тема моей контрольной работы актуальна потому, что, развивая известное положение о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.
Учение Павлова о высшей нервной деятельности послужило толчком для дальнейшего изучения механизмов деятельности мозга. Стали быстро развиваться другие науки, изучающие основы нервной деятельности
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть учение Павлова о высшей нервной деятельности.
Объект изучения – человеческий мозг.
Предмет изучения – учение Павлова о высшей нервной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные характеристики высшей нервной деятельности.
2. На основании теоретического анализа учения Павлова о высшей нервной деятельности систематизировать знания о различных мнениях на эту тему.
3. Рассмотреть сущность и специфику понятий «высшая нервная деятельность», «рефлекс».
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
5. Предложить собственное видение данной проблемы и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух разделов и заключения. Название глав отображает их содержание.
Второе, весьма существенное положение явилось ре¬зультатом оригинальных творческих исследований учени¬ка И. П. Павлова П. К. Анохина (1898—1974). В сформу¬лированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последова¬тельные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга.
П. К. Анохин выделяет:
1) стадию афферентно¬го синтеза, в формировании которой принимают уча¬стие как специфические, так и неспецифические механиз¬мы;
2) стадию формирования акцептора дей¬ствия, который определяется как сложная система воз¬буждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта;
3) стадию форми¬рования аффекторного аппарата;,
4) стадию обратной афферентации. Последняя рас¬крывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса.
Так, положения И. М. Сеченова (1863) о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами, и что понятие человеческого организма неизменно включает в себя окружающую его среду, к нашему времени получили глубокую научную разработку в физиологии высшей нервной деятельности — учении, созданном в первую очередь русскими и советскими физиологами. Трактовка же закономерностей психической деятельности и по настоящее время остается весьма пестрой. Одним из оснований тому служат методологиче¬ские взгляды исследователя.
1. Александров Ю.И. «Основы психофизиологии» М., 1998г.
2. Вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
3. Воробьева Г.А., Губарь Л.В., Сафьянникова С.Б., Анатомия и физиология. М., 1991.
4. Данилова Н.Н., А.Л.Крылова «Физиология высшей нервной деятельности» М., «Феникс» 1999г.
5. Ермолаев И.И., Возрастная физиология. М.:, 1994.
6. Соколов Е.Н. «Физиология высшей нервной деятельности» М., 1981г.
7. Судаков К.В. «Физиология поведения». С-пб.,1997г.