Курсовая теория по теме: Связь мышления и восприятия в подсознании

Название работы: Связь мышления и восприятия в подсознании

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Подходы к изучению основных закономерностей мышления и восприятия в отечественной и зарубежной литературе. 5

1.1. Характеристика мышления как психологического процесса. 5

1.2. Общее представление о восприятии. 14

1.5. Виды мышления. 23

Глава 2. Связь мышления и восприятия в подсознательной сфере человека. 25

2.1. Понятие сознания и подсознания. 25

2.3. Связь мышления и восприятия в подсознании. 28

Заключение. 33

Список литературы. 34

Выдержка:

Введение.

Актуальность темы курсовой работы «Связь восприятия и мышления в подсознательной сфере человека» обусловлена следующими положениями.

Окружающая действительность предстает перед нами в разных формах, и поэтому любая человеческая деятельность связана как с самими предметами, так и их образами. Мышление человека содержит возможности преодоления стереотипов, т.е. способствует развитию творческих потенций, что очень важно для полноценного психического развития личности. Помимо этого, большую актуальность приобретает проблема образного видения объекта.

В современных условиях большое значение в интеллектуальном развитии человека приобретает его мыслительная грамотность: способность видеть, анализировать и понимать какой-либо образ. То есть, мышление помогает более эффективной обработке получаемой информации.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Глава 2. Связь мышления и восприятия в подсознательной сфере человека.

2.1. Понятие сознания и подсознания.

В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

В случае неудовлетворения потребности включаются в работу защитные механизмы с целью сохранения структуры личности.

Система барьеров служит для сохранения душевного равновесия и психического здоровья.

Информация, представляющая для человека опасность различно¬го рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняет¬ся уже на уровне восприятия, менее опасная — воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информа¬ция грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она прод¬вигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.

Список литературы.

1. Freud, S. (1911). Two principles of mental functioning. In: S.E.

2. Freud, S. (1915c). The unconscious. In: S.E.

3. Freud, S. (1923a). The ego and the id. In: S.E.

4. Jones, E. (1953). The life and work of Sigmund Freud. Vol. 1. New York: Basic Books.

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

6. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989.

7. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -89с.

8. Гуревич К. М., Акимова М. К.. Борисо¬ва Е. М., Зархин В. Г., Козлова В. Т, Логино¬ва Г. П. Психологическая диагностика. Раз¬работка, проверка и применение школьного теста умственного развития // Психологические проблемы рационализации трудовой деятель¬ности. Ярославль, 1987.

9. Каплунович И. Уровни познавательной деятельности // 1 сентября. № 36-37. 2002 г.

10. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

11. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / под. ред. Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной. - М., 1995.

12. Немов Р. С. Психология Кн.1,2,3, М.: Просвещение, 1991

13. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

14. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

15. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951.

16. Пидручная М.В. Особенности изучения геометрического материла в 1-3 и 4 классах. -В кн.: Преемственность в обучении математике. М., 1978, с.169-177.

17. Подходова Н.С. Теоретические основы построения курса геометрии 1-6 классов. -Дисс. докт.пед.наук.-Санкт-Петербург, 1999. - 380с

18. Проблемы диагностики умственного раз¬вития учащихся / Под ред. 3. И. Калмыковой. М., 1975.

19. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича, М., 1981.

20. Психология индивидуальных различий. Тесты//под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

21. Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "Просвещение" 1974

22. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "Физкультура и спорт" 1974

23. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. -2-ое изд., М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.

24. Цукарь А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления. - Дисс. докт.пед.наук. - Новосибирск, 1999, 419 с.

25. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. М., 1985.

26. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

27. Якиманская И. С., Зархин В. Г., Кадаяс Х.-М. X. Тест пространственного мышления (ТПМ): Методические рекомендации по работе с тестом (для психологов-профессионалов). М., 1988.

28. Якиманская И. С., Корнфельд С. Г. Развитие пространственного мышления учащихся на уроках геометрии (дидактические материалы). М., 1989.

29. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

Похожие работы на данную тему