Курсовая теория по теме: Визуальное мышление

Название работы: Визуальное мышление

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………….……………………...….……3

ГЛАВА 1. Основы визуального мышления………………..…………..5

1.1. Понятие и сущность мышления………………….…………..5

1.2. Понятие визуального мышления………………….………….8

ГЛАВА 2. Предпосылки развития визуального мышления…….……12

2.1. Умственные образы в визуальном мышлении………..……12

2.2. Взаимосвязь визуального и творческого мышления….…...19

Заключение…………………………………………….….…......…...…27

Список использованной литературы…………….…..........….....…..…29

Выдержка:

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались “интуитивными личностями” (89%) , тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.

Идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. Так, Ф. Шеллинг писал: “…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества… Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной” .

1. Арнхейм Р. ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. – М., 1984.

2. Арнхейм Р. «Зрительные образы: феноменология и эксперимент», вып. 1, 3. Пер. с англ.- М., 1999.

3. Бомлей Ю.В. Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.

4. Возрастные и индивидуальные особен¬ности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. 223 с.

5. Деглин В.Л. Нейрофизиологические механизмы познавательной деятель-ности человека // Поведение и мозг. Л., 1978.

6. Завалишина Д.Н. Образное мышление в контексте обучения. – М., 2000.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл. 2000.

8. Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти". – М., 1988.

9. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001

10. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. В 3 кн. – 4-е издание. – М.: Гуманитарный озд. центр Владос, 2002. – Кн.1: Общие основы психологии.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989

13. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.

Похожие работы на данную тему