Введение
Целью данной дипломной работы изучить возможностях использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена наличием большого поля для использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога и в то же время, явной недостаточностью рассмотрения данной тематики в психологической литературе.
Объект исследования: деятельность практического психолога по изучению невербальных средств общения.
Предмет исследования: приёмы визуальной диагностики в деятельности практического психолога.
Гипотеза исследования: в профессиональной деятельности практического психолога существуют широкие возможности использования визуальной диагностики.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть роль паттерн органов зрения в визуальной диагностике и визуальную диагностику путём анализа одежды и аксессуаров.
2. Рассмотреть возможности визуальной диагностики посредством анализа мимики, поз и жестов.
3. Рассмотреть возможности определения лжи посредством визуальной диагностики.
4. рассмотреть роль восприятия в возможностях использования визуальной диагностики.
5. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей визуальной диагностики в деятельности практического психолога.
Следует отметить, что поведение многих людей объясняется особенностями их внутреннего и внешнего общения, поэтому, промоделировав закономерности человеческого общения, мы сможем прогнозировать и ожидаемое поведение конкретного человека в конкретной ситуации. Для этого надо выяснить, как люди осмысливают свой внешний и внутренний опыт и что при этом испытывают.
Современные исследования показывают, что индивидуальная модель человека как информационного существа и субъекта коммуникации имеет три основных ограничения: неврологическое, социальное и индивидуальное.
Взаимоотношения человека с окружающей средой имеют свою основу в психобиологических процессах. Люди не могут избежать ограничений, обусловленных нашим биологическим происхождением. Человек может видеть, слышать, осязать и т. д. лишь настолько, насколько ему позволяют возможности его внешних и внутренних сенсорных и информационных систем. Несмотря на то, что сенсорные входы могут быть разными (давление, температура, звук, электромагнитные волны и др.), они, в конечном счете, преобразуются в электрохимические импульсы по мере их передачи в центральную нервную систему (ЦНС). Таким образом, механизм нейронных передач, которым мы и объясняем способность человека к восприятию, является биоэлектрическим феноменом. Таким образом, с помощью нервной системы в человеке природа создала механизм трансмутации энергии внешнего мира во внутреннюю. Но этот же важнейший факт говорит о том, что человеческий мозг не воспринимает реальный мир объективно и напрямую, а воспринимает лишь неврологическую модель реальности, т. е. вторичные сигналы, ограниченные и преобразованные индивидуальными биологическими возможностями организма.
Итак, восприятие любого человека индивидуально, опосредованно и никогда не может быть объективным, потому что ограничено пропускными и иными параметрами нервной системы. А так как сенсорные органы у всех различаются, то различно и индивидуальное восприятие мира у каждого человека, т. е. у каждого своя модель реальности, в чем-то сходная с другими, а в чем-то нет, и, соответственно различное отражение.
Задача психолога выявить скрытые стереотипные паттерны, существующие в мозговых механизмах, сенсорном аппарате и мышцах пациента, и научиться эти универсальные процессы умело использовать.
В настоящее время визуальная диагностика широко используется как в деятельности " классических " практических психологов, так и в современных новаторских психотехниках (СК, НЛП и пр.) Используется она также и психиатрами на стадии клинического интервью. В данной дипломной работе мы постараемся рассмотреть широкий диапазон возможностей использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога.
Список литературы
1. Андреева Т.М. Современная социальная психология на западе М., 1998 г.-271 стр.
2. Бадмаев Б.И. Психология М., 2000 – 240 стр.
3. Басов М.Я. Избранные психологические произведения М., 1995- 432 стр.
4. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я» 1996 – 192 стр.
5. Брунер Дж Психология познания М., 1997 – 360 стр.
6. Веккер Л.А. Психика и реальность м., 1990- 685 стр.
7. Воробьев В.Г.Человек –человек М., 1999 – 191 стр.
8. Воронин Л.Г. Физиология ВНД М., 1997 – 230 стр.
9. Выготский Л.С. Психология искусства Р-на Д. 1998 – 480 стр.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., 1988 – 319 стр.
11. Годфруа Л. Психология эмоциональных отношений М., 1987 -176 стр.
12. Гозман Л. Психология отношений М., 1989 -176 стр.
13. Джеймс У. Психология М., 1991 – 368 стр.
14. Динол С. Мимика М., 2000 -513 стр.
15. Дмитрук М.А. Миры внутри нас М., 1992 640 стр.
16. Зейгарнин Б.В. Психология М.. 1997 – 316 стр.
17. Зинченко В.П. Зрительная память М., 1993 – 213 стр.
18. Иванов В.К. Интуиция и разум М.., 2000 -711 стр.
19. Кандыба В. Основы гипнологии СПб, 1999 -732 стр.
20. Кандыба В. Психологический гипноз наяву Ростов- на – Дону 1996 -600стр.
21. Клауки Р. Эмоциональный мир М., 1997 – 316 стр.
22. Коломенский Р.Т. Тайны психики СПб – 200 -313 стр.
23. Конт О. Открытие «Я» М., 1998 – 397 стр.
24. Коршунова Л.С. Мир жестов М., 1999 – 439 стр.
25. Кудрявцев Т.В. о мышлении М., 1997 – 523 стр.
26. Лебедев В.И. Тайны психики М., 1999 – 316 стр.
27. Ливитов Н.Д. Психология характера М., 2000 -419 стр.
28. Линчевский Психологические аспекты взаимопонимания М., 1993 -338стр.
29. Лук А.Н. Эмоции и личность М., 1993 -133 стр.
30. Макаренко Ю.А. Мудрость жестов М., 1997 -237 стр.
31. Москаленко В.Д. Миры и реальность интимности М., 1992 – 80 стр.
32. Немов Р.С. Психологическое консультирование М., 2000 – 528 стр.
33. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни М.. 1999 -316 стр.
34. Петровская Л.А. Компетентность в общении М., 1999 – 216 стр.
35. Петровский Р.Т. О личности М., 1997 -519 стр.
36. Плотинекс И.Э. Семейная психология М., 1991г. -206 стр.
37. Поршнев Б.Ф. Социальная психология М., 1997
38. Практикум по психологии под ред. /А. А. Крылова, С.А. Маничева СПб, М., Харьков. Минск 2000 -552 стр.
39. Психодиагностика / под редакцией Семенюк Д.Р. / М., 1999 – 395 стр.
40. Психодиагностика /под ред. Юркского В.Ф. / М., 2000 – 595 стр.
41. Психологическое тестирование/Под ред. Нилина Д. / М., 2000 -750 стр.
42. Райх А. Психология масс М., 1997 – 316 стр.
43. Рудестам К. Групповая психотерапия М.. 1993 -230 стр.
44. Рудинский Е. Социальная психология М., 2000 – 224 стр.
45. Семенов Р.Т. Деловой стиль М.. 2000 -175 стр.
46. Скотт Д. Конфликтология СПб., 1998 -173 стр.
47. Скотт Дж Сила ума М., 2000 -216 стр.
48. Словарь языка русских жестов С.А. Григорьев, Н.В. Григорьев ,Г.Е. Крейдлин М., Вена 2001 -248 стр.
49. Экман П. Психология личности. М., 2001.
50. Язык жестов Г. Вилсон ,К. Макклафлин СПб, 2001 213 стр.