Дипломная по теме: Возможности визуальной диагностики в деятельности практического психолога

Название работы: Возможности визуальной диагностики в деятельности практического психолога

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Изучение проблем визуальной диагностики в деятельности практического психолога 6

1.1.Роль паттерн органов зрения в визуальной диагностике и визуальная диагностика путём одежды и аксессуаров. 6

1.2.Визуальная диагностика посредством анализа мимики, поз и жестов 19

1.3.Роль восприятия в возможности использования визуальной диагностики 33

1.4.Возможности определения лжи посредством визуальной диагностики 39

Глава II. Изучение возможностей визуальной диагностики в деятельности практического психолога в ходе экспериментального исследования 43

2,1.Цели и задачи экспериментального исследования, отбор методического аппарата 43

2.2.Проведение экспериментальных методик, направленных на изучение возможностей визуальной диагностики в деятельности практического психолога 44

2.3. Анализ результатов исследования и формулирование рекомендаций. 57

Заключение 3

Приложения 5

Список литературы 14

Выдержка:

Введение:

Целью данной дипломной работы изучить возможностях использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога.

Актуальность данной дипломной работы обусловлена наличием большого поля для использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога и в то же время, явной недостаточностью рассмотрения данной тематики в психологической литературе.

Объект исследования: деятельность практического психолога по изучению невербальных средств общения.

Предмет исследования: приёмы визуальной диагностики в деятельности практического психолога.

Гипотеза исследования: в профессиональной деятельности практического психолога существуют широкие возможности использования визуальной диагностики.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть роль паттерн органов зрения в визуальной диагностике и визуальную диагностику путём анализа одежды и аксессуаров.

2. Рассмотреть возможности визуальной диагностики посредством анализа мимики, поз и жестов.

3. Рассмотреть возможности определения лжи посредством визуальной диагностики.

Глава 2:

Методика «Визуальная диагностика внешних проявлений эмоционального возбуждения»

В октябре 2002 года на базе лицея №4 нами была проведена визуальная диагностика внешних проявлений эмоционального возбуждения у школьников 12-13 лет (20 человек) разделенных на две равные группы по принципу гендерной принадлежности.

Нами была предложена шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.

Оценки в баллах за проявленный признак.

Поведение

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реак¬тивность....... 1

Поведение не отличается от обычного для данного индивида. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.) .....................................................................2

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования ........................... 3

Частая смена настроений, раздражительность.............................. 4

Мимика, пантомимика

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты................. 1

Мимика и пантомимика не отличаются от обычных...................... 2

В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре..................... 3

Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения голо¬вой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция........................ 4

Движения

Движения замедленные, вялые............................................................. 1

Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно......................... 2

Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движе¬ний нет.. 3

Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излиш¬ними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движени¬ями всего тела ... 4

Статические позы

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения............................................................................................................... 1

Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене........................................................................................................................ 3

Позы неудобные, частая их смена............................................................. 4

Заключение:

В данной дипломной работе нами были рассмотрены возможности использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога. Несомненно, что чтение скрытых сигналов, свойственных телу клиента, его глазам и мимики, во многом способно облегчить работу психолога и сделать её более эффективной и продуктивной. Причём наиболее ярко данный аспект проявляется в работе с детьми, которые порой ещё недостаточно способны к аутоконтролированию своего тела. Её эффективность (при достаточной степени овладения данной методикой) широко проиллюстрирована различными авторами и в работе со взрослыми клиентами.

Однако на наш взгляд следует заметить, что данная методика в некоторых ситуациях недостаточно эффективна, так как во многом зависит от индивидуальных особенностей моторики конкретного индивида, порой варьирующих в достаточно широком диапазоне. Поэтому затруднительно говорить о признании визуальной диагностики как доминирующего метода психодиагностики в целом. Использование его, на наш взгляд, должно сочетаться с прочими, более объективными методами диагностики.

Похожие работы на данную тему