Введение:
Целью данной дипломной работы изучить возможностях использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена наличием большого поля для использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога и в то же время, явной недостаточностью рассмотрения данной тематики в психологической литературе.
Объект исследования: деятельность практического психолога по изучению невербальных средств общения.
Предмет исследования: приёмы визуальной диагностики в деятельности практического психолога.
Гипотеза исследования: в профессиональной деятельности практического психолога существуют широкие возможности использования визуальной диагностики.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть роль паттерн органов зрения в визуальной диагностике и визуальную диагностику путём анализа одежды и аксессуаров.
2. Рассмотреть возможности визуальной диагностики посредством анализа мимики, поз и жестов.
3. Рассмотреть возможности определения лжи посредством визуальной диагностики.
Глава 2:
Методика «Визуальная диагностика внешних проявлений эмоционального возбуждения»
В октябре 2002 года на базе лицея №4 нами была проведена визуальная диагностика внешних проявлений эмоционального возбуждения у школьников 12-13 лет (20 человек) разделенных на две равные группы по принципу гендерной принадлежности.
Нами была предложена шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Оценки в баллах за проявленный признак.
Поведение
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реак¬тивность....... 1
Поведение не отличается от обычного для данного индивида. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.) .....................................................................2
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования ........................... 3
Частая смена настроений, раздражительность.............................. 4
Мимика, пантомимика
Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты................. 1
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных...................... 2
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре..................... 3
Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения голо¬вой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция........................ 4
Движения
Движения замедленные, вялые............................................................. 1
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно......................... 2
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движе¬ний нет.. 3
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излиш¬ними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движени¬ями всего тела ... 4
Статические позы
Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения............................................................................................................... 1
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене........................................................................................................................ 3
Позы неудобные, частая их смена............................................................. 4
Заключение:
В данной дипломной работе нами были рассмотрены возможности использования визуальной диагностики в деятельности практического психолога. Несомненно, что чтение скрытых сигналов, свойственных телу клиента, его глазам и мимики, во многом способно облегчить работу психолога и сделать её более эффективной и продуктивной. Причём наиболее ярко данный аспект проявляется в работе с детьми, которые порой ещё недостаточно способны к аутоконтролированию своего тела. Её эффективность (при достаточной степени овладения данной методикой) широко проиллюстрирована различными авторами и в работе со взрослыми клиентами.
Однако на наш взгляд следует заметить, что данная методика в некоторых ситуациях недостаточно эффективна, так как во многом зависит от индивидуальных особенностей моторики конкретного индивида, порой варьирующих в достаточно широком диапазоне. Поэтому затруднительно говорить о признании визуальной диагностики как доминирующего метода психодиагностики в целом. Использование его, на наш взгляд, должно сочетаться с прочими, более объективными методами диагностики.