Введение:
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психоло-гического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изме-нения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то казаться взрослым. Отстаивая свои новые права, под-росток ограждает многие сферы своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликты с ними. После поисков себя у подростка формируется “Я-концепция” – система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”. Помимо реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”.
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих воз-можностей идеальное “Я” может сильно отличаться от реального. Тогда пере-живаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра-жаться как обидчивость, упрямство и агрессивность. При диагностике уровня самооценочной тревожности показатели ее поднимаются выше нормальных, что так же является свидетельством дезадаптации. Кроме стремления к эманси-пации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Психика детей в этом возрасте становится особенно ранима. Ребенок с одной стороны стремится к новым впечатлениям, к приобретению нового опыта, с другой стороны резкие изменения в социальной среде могут привести к деза-даптивности ребенка, к проблемам в межличностных отношениях, и как след-ствие, повышению уровня межличностной тревожности.
Многолетние исследования уровня адаптации учащихся 8-х классов пока-зали, что многие дети, и особенно поступившие по конкурсу из других школ, на начало учебного года бывают полностью или частично дезадаптивными. Про-является это как на поведенческом уровне, так и в результате психодиагности-ческих исследований. На поведенческом уровне дезадаптация проявляется сле-дующим образом: ребенок бывает часто замкнут, ему трудно принять сразу все групповые нормы и правила, сложившиеся в группе, классном коллективе; ре-бенок наоборот чересчур активен, подвижен, завязывает множество контактов, демонстративен; подросток в новых условиях становится менее успешным, чем до поступления в гимназию.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стрежневых в психологии. Отмечено, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Разработка этих вопросов, по мнению ведущих специалистов в этой области, имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зару-бежных авторов.
Глава 2:
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, на-стороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личност-ных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длитель-ным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ос-лабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей дей-ствительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отнощений и общения с пока что мало знакомыми одноклассниками и учителя-ми.
Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превра-титься в отстающего и прогульщика. Специфика адаптации 10-классников оп-ределяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возрастаявляется потребность в по-исковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспек-тив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соот-ветствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблю-даются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Профильное обучение это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности (Якиманская, 1996). Исследования подтвержда-ют, что профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благода-ря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интере-сующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил. Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя дейст-вительно субъектом профессионального выбора.
Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию ус-пешности обучения, профессионального становления и оптимизации функцио-нального состояния является изучение процесса адаптации к определенной дея-тельности. Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на созда-ние предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профес-сиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является ис-точником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем разви-тии личности и совершенствовании здоровья.
Выводы:
Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дизадаптации.
Существуют некоторые универсальные закономерности адаптации, причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система.
Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и час-тотой нарушений психической адаптации.
Индивидуальные особенности учащихся играют важную роль в адаптаци-о
Заключение:
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, про-цесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уй-дет у ребенка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому, смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Каковы же задачи адаптационного периода? Нужно помочь ребятам по-знакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Этот период является своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача – "выращивание" собственных правил взаимодействия на основе реального опы-та сотрудничества (дается опыт взаимодействия в парах, в группах, в классе), на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собствен-ное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный про-цесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных об-щих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.
Для первоклассников:
вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);
ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколь-ко в смысле решимости);
подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обра-тить внимание, на наш взгляд, на:
адаптацию к "разноголосице" требований;
введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девоч-ки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
принятие новой позиции – ученик основной школы.
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
принятие позиции ученик-старшеклассник;
принятие новичков в коллектив;
поиск личностного смысла и мотивации учения;
узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:
разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);
принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;
создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;
обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение распи-сания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);
привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения ито-говых коллективных творческих дел;
промежуточный анализ и корректировка программы психологом и класс-ными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
обобщение классными руководителями материалов индивидуальной рабо-ты детей и представление результатов классу и родителям;
проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и мате-риалами адаптационного периода;
итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, класс-ными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;