Курсовая практика по теме: Проблемы адаптации учеников в новом классном коллективе

Название работы: Проблемы адаптации учеников в новом классном коллективе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В АДАПТАЦИИ 5

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ 7

2.1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ НОВОГО УЧЕНИКА В КЛАССЕ 7

2.2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9

2.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА К НОВОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка:

Введение:

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психоло-гического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изме-нения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то казаться взрослым. Отстаивая свои новые права, под-росток ограждает многие сферы своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликты с ними. После поисков себя у подростка формируется “Я-концепция” – система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”. Помимо реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”.

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих воз-можностей идеальное “Я” может сильно отличаться от реального. Тогда пере-живаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра-жаться как обидчивость, упрямство и агрессивность. При диагностике уровня самооценочной тревожности показатели ее поднимаются выше нормальных, что так же является свидетельством дезадаптации. Кроме стремления к эманси-пации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Психика детей в этом возрасте становится особенно ранима. Ребенок с одной стороны стремится к новым впечатлениям, к приобретению нового опыта, с другой стороны резкие изменения в социальной среде могут привести к деза-даптивности ребенка, к проблемам в межличностных отношениях, и как след-ствие, повышению уровня межличностной тревожности.

Многолетние исследования уровня адаптации учащихся 8-х классов пока-зали, что многие дети, и особенно поступившие по конкурсу из других школ, на начало учебного года бывают полностью или частично дезадаптивными. Про-является это как на поведенческом уровне, так и в результате психодиагности-ческих исследований. На поведенческом уровне дезадаптация проявляется сле-дующим образом: ребенок бывает часто замкнут, ему трудно принять сразу все групповые нормы и правила, сложившиеся в группе, классном коллективе; ре-бенок наоборот чересчур активен, подвижен, завязывает множество контактов, демонстративен; подросток в новых условиях становится менее успешным, чем до поступления в гимназию.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стрежневых в психологии. Отмечено, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Разработка этих вопросов, по мнению ведущих специалистов в этой области, имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зару-бежных авторов.

Глава 2:

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, на-стороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личност-ных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длитель-ным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ос-лабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей дей-ствительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отнощений и общения с пока что мало знакомыми одноклассниками и учителя-ми.

Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превра-титься в отстающего и прогульщика. Специфика адаптации 10-классников оп-ределяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возрастаявляется потребность в по-исковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспек-тив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соот-ветствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблю-даются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.

Профильное обучение это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности (Якиманская, 1996). Исследования подтвержда-ют, что профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благода-ря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интере-сующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил. Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя дейст-вительно субъектом профессионального выбора.

Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию ус-пешности обучения, профессионального становления и оптимизации функцио-нального состояния является изучение процесса адаптации к определенной дея-тельности. Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на созда-ние предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.

Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профес-сиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является ис-точником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем разви-тии личности и совершенствовании здоровья.

Выводы:

Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дизадаптации.

Существуют некоторые универсальные закономерности адаптации, причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система.

Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и час-тотой нарушений психической адаптации.

Индивидуальные особенности учащихся играют важную роль в адаптаци-о

Заключение:

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, про-цесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уй-дет у ребенка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому, смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Каковы же задачи адаптационного периода? Нужно помочь ребятам по-знакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Этот период является своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача – "выращивание" собственных правил взаимодействия на основе реального опы-та сотрудничества (дается опыт взаимодействия в парах, в группах, в классе), на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собствен-ное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный про-цесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных об-щих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.

Для первоклассников:

 вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);

 ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;

 научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколь-ко в смысле решимости);

 подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обра-тить внимание, на наш взгляд, на:

 адаптацию к "разноголосице" требований;

 введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");

 выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девоч-ки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;

 принятие новой позиции – ученик основной школы.

В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:

 принятие позиции ученик-старшеклассник;

 принятие новичков в коллектив;

 поиск личностного смысла и мотивации учения;

 узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

 организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:

 разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);

 принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;

 создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;

 обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение распи-сания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

 привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения ито-говых коллективных творческих дел;

 промежуточный анализ и корректировка программы психологом и класс-ными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

 обобщение классными руководителями материалов индивидуальной рабо-ты детей и представление результатов классу и родителям;

 проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и мате-риалами адаптационного периода;

 итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, класс-ными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

Похожие работы на данную тему