Введение
Проблема истории детства – один из наиболее трудных в современной
детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни
наблюдение, ни эксперимент. Исторически понятие детства связывается не с
биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным
статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с
набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных
фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом.
1. Детство как предмет науки
В современном социальном знании понятие детства весьма актуально и активно используется. Сегодня в социуме, в условиях системного кризиса, назрела насущная необходимость полидисциплинарного изучения детства, основанного на диалоге наук.
Эта задача была поставлена еще в XIX веке в США, а в начале XX века и в России перед новым научным направлением-педологией, претендовавшей на звание науки наук о ребенке. Установка на комплексное исследование детства привела Л.С.Выготского, а также М.Я.Басова, П.П.Блонского и др. в область педологии. Л.С.Выготский решительно не принимал многое из содержательного запаса педологов и технологии их работы - например, отвергал взгляд на детскую психику как продукт конвергенции наследственности и среды, считал ненадежным бездумное оперирование тестами Бине и Россолимо. Он работал над проектом преобразования детской психологии, стремясь превратить ее из учения о функциях в учение, о личности, подчеркивал, что «только выход за пределы традиционной детской психологии и сможет привести нас к исследованию того высшего психологического синтеза, который с полным основанием может быть назван личностью ребенка. История культурного развития ребенка приводит нас к истории развития личности».