ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, гуманизм составляют неотъемлемый компонент духовной культуры личности. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и формируются (согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского), под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ РЕБЕНКА В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
1.1. Анализ зарубежных исследований по проблеме личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми
Понятие «ожидание» рассматривается в работах таких зарубежных психологов, как Э. Брунсвик, Д. Брунер, Ж. Нюттен, И. Лингард, С. Мессик, К. Солдей, П. Фресс, Э. Эриксон, Я. Рейковский, Э. Толмен и др.
Исследования зарубежных ученых, посвященные проблеме ожиданий, выполнены в контексте различных теорий восприятия. Авторами работ ожидания рассматриваются как первая фаза восприятия. Ожидания непосредственно связаны с научением, выступают регулятором перцептивной деятельности (Д. Брунер, Э. Брунсвик, С. Мессик, К. Солдей, Э. Толмен).
Э. Брунсвик ввел в психологию понятие вероятностного ожидания, детерминирующего, по его мнению, поведение субъекта.