Введение.
Гендерные исследования – новая для российской науки и образования область научного знания. В центре их внимания находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах – все то, что переводит проблематику пола из сферы биологии в сферу социальной жизни и культуры.
Несмотря на бурное развитие гендерных исследований в России в последние годы, изучение гендерных аспектов языка и коммуникации остается наименее разработанной областью в общей междисциплинарной сфере гендерных исследований.
1.1.Гендерные исследования.
Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) и социокультурный (gender). Биологический пол - это совокупность анатомических и физиологических признаков, благодаря чему мы можем определить мужчина или женщина перед нами. Гендер или социокультурный пол человека - это совокупность социальных ожиданий и норм, ценностей и реакций, который формируют отдельные черты личности. Считается, что категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х -начале 70-х годов нашего века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом.
1.2.История развития гендерных исследований в лингвистике.
Существует общепризнанное мнение, что научные исследования на тему различия между речью мужчин и речью женщин начались только в 1960 -70-х годах. Однако, Митрохина Е.В. и Бессарабенко А.В. считают, что определённое число книг и статей по вопросу пола и его места в языке появились задолго до этого. На ранних этапах изучения проблемы научные работы в данной области по сути являются комментариями по вопросу о речевом этикете девушек и молодых женщин (Митрохина, Бессарабенко, 2001).