Несмотря на сравнительно небольшое число лиц, привлекаемых за совершение рассматриваемого преступления к уголовной ответственности, количество таких преступлений постоянно растет, характеризуется распространенностью и высокой степенью латентности.
В таких условиях, как никогда ранее, несовершеннолетние нуждаются в активной и эффективной защите со стороны государства и общества, обладающих для этого различными средствами – от общесоциальных до уголовных.
Важную роль в борьбе с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений играют уголовно-правовые средства.
Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, предусмотренная ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее: УК РФ), призвана оградить несовершеннолетних от негативного криминального воздействия взрослых, не допустить совершения несовершеннолетними последующих за вовлечением преступлений.
Актуальность темы работы также определяется наличием существенных проблем в законодательной конструкции рассматриваемой уголовно-правовой нормы, пробелов в уголовном законе, спорных вопросов квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, необходимостью совершенствования уголовного закона в данной части.
Для охраны духовного, нравственного, и физического здоровья подрастающего поколения, борьбы с негативными влияниями на формирование ценностных ориентаций и поведение несовершеннолетних, наряду с уголовно-правовыми мерами большое значение имеет эффективное предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.
В настоящее время исследование вопросов связанных с криминологической характеристикой преступления требуют все большего внимания в связи с задачами существенного повышения эффективности профилактики, предупреждения, выявления, раскрытия преступлений.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовно-правовой охраны несовершеннолетних от вовлечений их в совершение преступления.
На наш взгляд, необходимо расширить круг субъектов преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 150 УК РФ. Пудовочкин Ю. Е. предлагает довольно удачный вариант редакции ч. 2 ст. 150 УК РФ: «То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, которое было обязано воспитывать несовершеннолетнего, иметь за ним надзор или в зависимости от которого находился несовершеннолетний» .
Квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 150 УК РФ является факультативный признак объективной стороны преступления - способ совершения преступления - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем применения насилия или угрозы применения насилия.
В настоящее время вопрос об определении объема насилия в уголовном законе не решен, нет единого мнения и в научной литературе. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года не содержит ответа на этот вопрос.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» разграничивает насилие на насилие не опасное и насилие опасное для жизни и здоровья.
Под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.)
Под насилием, опасным для жизни и здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Таким образом, под применением насилия в рассматриваемой норме следует понимать как не опасное, так и опасное для жизни и здоровья насилие.
Применение насилия при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, в результате которого ему умышленно был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, исходя из анализа санкций, охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 150 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям 115 и 112 УК РФ не требует. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью требует дополнительной квалификации по статье 111 УК РФ.
Направленность насилия не определена, следовательно, оно может быть применено и в отношении самого несовершеннолетнего, и в отношении других лиц.
У1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1991 г. // Рос. Газета. – 1993 г. – № 237. - 25 декабря;
2. Конвенция ООН о правах ребенка 28 нояб. 1989 г., Нью-Йорк (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июн. 1990 г.) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М. - 2000. – 462 с.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 13 июн. 1996 г. (введен в действие с 1 января 1996 г.) № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 25. – Ст. 2954;
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2001. - № 52. - Ст. 4921;
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): Федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51- ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994. – Ст. 3301;
6. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 16;
7. О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 мая 1995 г. № 30 // Получено по рассылке Прокуратуры г. Сургута;
8. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 июн. 2001 г. № 38 // Получено по рассылке Прокуратуры г. Сургута;
9. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декаб. 2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - № 2;