Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.
Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвертируемости интересов народа. Некоторые ученые утверждают, что в наше время все более явственно проступает процесс становления социальной целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике.
между знанием и непознанным (или необъясненным) явле¬нием, то теоретическая проблема – между знанием и незнанием, вернее между двумя взаимоисключающими истинными эмпириче¬скими теориями одного и того же объекта. Теоретическая «проб¬лема, пишут Ф. Кумпф и 3. М. Оруджев, – образуется... из ан¬тиномии двух эмпирических теорий, точнее, их основных тезисов, положений». Если разрешение научно-эмпирической проблемы приводит к развитию или усовершенствованию уже имеющейся системы знания, то возникновение теоретической проб¬лемы означает начало высшего уровня познания объекта.
Абстрактной формой разрешения теоретической проблемы вы¬ступает теоретическая идея. Чем она отличается от гипотезы? Гипотеза – это статус идеи, пока последняя не разработана в систему понятий. Это одна из ее характеристик. После того как идея разработана, она перестает быть гипотезой.
В истории философии и науки под гипотезой понималось и понимается недоказанное предположение, допущение или, как го¬ворит И. Кант, «достоверное мнение», основной задачей которо¬го является объяснение определенного класса явлений. «Наблю¬дение, – пишет Ф. Энгельс, – открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фак¬тов, относящихся к той же самой группе. С этого момента воз¬никает потребность в новых способах объяснения, опирающаяся сначала только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипо¬тез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон». Следова¬тельно, в результате накопления и исследования определенного количества «опытного материала» гипотеза из предположения превращается в закон, т. е. перестает быть предположением. От¬личие же закона от гипотезы очевидно. Так же отличается от ги¬потезы теоретическая идея, относящаяся к сущности предмета в целом.
Теоретическая идея выступает как абстрактное разрешение теоретической проблемы и общая схема синтеза противоположных «полюсов», т. е. понятий. Следовательно, идея есть схема, осно¬ва построения научной теории. Так, например, идея зависимости психики человека от его чувственно-предметной общественной деятельности абстрактно разрешает основное противоречие пси¬хологии и в общей форме синтезирует понятия материального и психического.
Гипотезу и теоретическую идею следует разл4. А.Н. Кочергин, Б.В. Плесский, А.И. Уемов Философский лабиринт: задачи и упражнения по философии, Издательство Московского университета, 1992
5. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
6. М.Г. Макаров Развитие понятий и предмета философии в истории её учений, под редакциеё Б.А. Чагина, Ленинград, «Наука», 1982
7. Социальная природа познания, Теоретические предпосылки и проблемы, Москва, издательство «Наука», 1979
8. Спиркин А.Г. «Основы философии» М.:Политиздат,1988
9. «Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000
10. Фролов И.Т. «Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989
11. Эйнштейновский сборник. М., 1967.