ВВЕДЕНИЕ
Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса. Таким образом, тема, затрагиваемая в данной работе является весьма актуальной.
Структура ассортимента предлагаемых на рынке ресторанных продуктов и услуг должна регулярно анализироваться, для того чтобы определить, какие продукты на какой стадии своего жиз¬ненного цикла находятся и какую рыночную позицию занимают.
Этот анализ осуществляется посредством изучения показателей сбыта отдельных продуктов, занимаемой каждым из них доли рын¬ка, величины затрат на их производство и продвижение, уровня рентабельности.
Изучение стадий жизненного цикла продуктов дает возможность сбалансировать предложение, так как ориентация только на продук¬ты-новинки или, наоборот, стойкая приверженность к «старым» про¬дуктам не принесет хорошего коммерческого результата. Ассортиментное предложение ресторанов должно быть составлено из широкого спектра продуктов, находящихся на разных этапах жизненного цик¬ла (внедрения, роста, зрелости и спада). Такой продуктовый ряд практически универсален, так как отвечает запросам разных групп потребителей и гарантирует ресторанам стабильность и устойчивое положение на рынке. Вместе с тем структура ресторанного предло¬жения должна быть сбалансирована с точки зрения получения дохо¬дов от разных продуктов и услуг, а также с ориентацией на группы потребителей, отдающих предпочтение этим продуктам. Деятельность ресторанных предприятий по формированию ассортимента своих продуктов и услуг есть ассортиментная политика предприятия.
Итак, ассортиментная политика — это определение набора видов и разновидностей продуктов и услуг, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономиче¬скую эффективность и конкурентоспособность деятельности пред¬приятия.
Под структурой ассортимента ресторанных ус¬луг понимают удельный вес каждой услуги в общем ассортименте. Исследование структуры ресторанного ассортимента необхо¬димо для успешной сегментации рынка и позиционирования ресторанных предприятий.
Маркетинговая концепция формирования ассортимента бази¬руется на рациональном разнообразии продуктов и услуг, однако ресторанные продукты следует систематизировать в группы: основная — продукты и услуги, приносящие основную при¬быль и находящиеся в стадии роста; поддерживающая — продукты и услуги, стабилизирующие до¬ходы и находящиеся в стадии зрелости; стратегическая — продукты и услуги, которые должны обес¬печить будущие прибыли, внедряемые на рынок; тактическая — продукты и услуги, призванные стимулировать продажи основных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости; перспективная — продукты-новинки, находящиеся на стадии апробации.
Важным подходом является рациональное сочетание всех пред¬ставленных групп, но удельный вес продуктов основной группы должен быть самым значительным (70—80 %). Однако соотноше¬ние ассортиментных групп находится в зависимости от выбран¬ной рестораном маркетинговой стратегии.
Предметом данной работы является предприятие общественного питания – ресторан «Шеш-Беш».
Объектом является ассортимент продукции данного ресторана.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ ассортиментной политики ресторанного предприятия на примере ресторана «Шеш-Беш».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и задачи ассортиментной политики ресторанного предприятия;
- рассмотреть теоретические аспекты планирования и формирования ассортиментной политики ресторанного предприятия;
- дать общую характеристику ресторана «Шеш-Беш»;
- провести анализ технико-экономических показателей предприятия;
- провести анализ организационной структуры управления предприятием;
- охарактеризовать ассортиментную политику предприятия.
2. Аналитическая часть
2.2. Общая характеристика ресторана «Шеш-Беш»
«Шеш-Беш» - это сеть ресторанов кавказской кухни, которая входит в холдинг «ROMASHKA MANAGEMENT».
Данный ресторан начал функционировать в конце 2002 года.
Народы Кавказа издавна славятся своей гостеприимностью и любовью к застольям в большом и шумном кругу друзей, несомненно, с выпивкой и тостами, а также семейными праздниками и традициями с безупречным владением хозяйкой дома кулинарным искусством. Все проходило в теплой и уютной домашней обстановке, где гости чувствовали себя не менее комфортно, чем хозяева дома. Продолжением вкусной трапезы становились различные национальные настольные игры, самой распространенной среди которых стала игра в нарды, основой которой является бросание костей, дающих различное сочетание цифр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука ресторатора: Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе. – М., 2003
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000
2. Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Маркетинг в ресторанно-гостиничном бизнесе. Учебно-методическое пособие. М.: РМАТ, 2004.
3. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. - М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 2001. – С.223
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 2001
5. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2003. -416 с.
6. Браймер РА. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2004.
7. Волкова И. В. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть. М., 2003
8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Изд-во «Финпресс», 2002. - 416 с.
9. Денисов Д. И. Как открыть кофейню. – М., 2003
10. Дурович А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. -Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит»., 2000. С. 148.
11. Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой дея¬тельности. - М.: СП «Вся Москва», 2004
12. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. - 9-е междуна¬родное изд. - Спб.: Питер Ком., 2004
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2004. - 736 с.
14. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: Финстатинформ, 2000
15. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Банки и биржи», 1999.
16. Немых В. А., Технология приготовления пищи. СПб. 1998г.
17. Организация работы предприятий общественного питания. Под ред. Омельченко Г.В. М.,2004 г.
18. Зимин А. «Модель оценки рисков предприятия по степени зависимости от персонала» // Журнал Ресторанные ведомости. № 1, 2004 с. 24-27
19. Смирнова Е. Психология потребностей – основа существования сервисной деятельности. // Журнал Ресторанные ведомости. Январь, 2004. с. 111-113
20. Тарэн Е. «Рестораны». //Журнал Ресторанный бизнес № 9, ноябрь, 2003 с. 17-18
21. Хохлов Р. Мец А. «Беспокойное хозяйство: технологии и оборудование в ресторане Tretyakov Loung. // Журнал Ресторанные ведомости № 1, 2004 с. 68-73