Введение
Проблема оптимального сочетания и расширения круга финансовых инструментов, позволяющих направлять свободные денежные средства в реальный сектор экономики, является в настоящее время достаточно актуальной, несмотря на то, что рынок ценных бумаг в России функционирует уже более 10 лет.
Сегодня рынок ГКО-ОФЗ, несмотря на формальное завершение реструктуризации, не приковывает широкого внимания со стороны коммерческих банков. Основную долю (около 80%) операций на этом сегменте проводят государственные банки, они же в настоящее время являются и крупнейшими покупателями этих инструментов.
Рынок акций является очень рискованным. Именно он стал «спусковым механизмом» фи¬нансовых кризисов в России в октябре 1997 года и мае 1998 года. Тогда резкое падение рынка акций, являвшегося в тот момент слабым, спекулятивным и целиком зависящим от иностран¬ных инвесторов, стало первым сигналом к уходу инвесторов с рынка, вызвав эффект финансо¬вого кризиса в России.
В сложившейся ситуации существенно возросла роль корпоративных долговых обяза¬тельств. Среди долговых инструментов участники рынка выделяют два сектора: первый - ры¬нок векселей Газпрома и надежных банков и второй - рынок корпоративных облигаций веду¬щих российских компаний.
2. Анализ и оценка долговых ценных бумаг
2.1. Построение системы анализа цен¬ных бумаг
Анализ инвестиционной привлекательности - это анализ инвестиционных характеристик ценных бумаг. Инвестиционные характеристики объектов инвестиций - это мера, в которой эти объекты отвечают тем или иным целям инвестиций.
Анализ инвестиционной привлекательности ценных бумаг представляет собой систему оценки соответствия ценных бумаг основным характеристикам объекта инвестирования - до¬ходности и рискованности. Система анализа инвестиционной привлекательности ценных бумаг строится на основе двух основополагающих функций анализа: описание и оценка.
Функция описания. Описательный анализ имеет свои градации уровней. Самым элементарным уровнем является тот, с которым можно встретиться в разнообраз¬ных справочниках по ценным бумагам, где представлены уже рассчитанные экспертами (рей-тинговыми компаниями) данные, которые отражают их представление об уровне доходности и рискованности объекта инвестирования. При этом для упрощения обоснования своих результа¬тов анализа, эксперты используют рейтинг или ранжирование. В этом случае аналитик действу¬ет скорее как репортер, чем как собственно аналитик.
Глубокий описательный анализ выходит за рамки простого изучения чьих-то предъявле¬ний о финансовом состоянии предприятия. Он состоит в изучении финансовых отчетов компа¬нии непосредственно самим инвестором, при этом в случае больших компаний материал берет¬ся непосредственно из отчетов, подготовленных для регулирующих органов (например, ФКЦБ) - прежде всего там содержатся данные из годовой отчетности. Описательный анализ требует тщательного изучения компаний, чтобы понять источники прибыльности в прошлом и настоя¬щем и дать заключение о вероятности получения прибыли в будущем.
1. ГК РФ. М., 2006.
2. ФЗ РФ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг».
3. ФЗ РФ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах»
4. Аньшин В.М. Инвести¬ционный анализ. М., Дело, 2000 г.
5. Карякин В.Д. Корпоративные облигации как инструмент привлечения инвестиций // Финансы и кредит. 2005. №6.
6. Лимитовский Н.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М., 2004.
7. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. М., 2003.
8. Обозинцев А. Корпоративные и банковские облигации в России. // РЦБ. 2005. № 10.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., 2003.
10. Четыркин E.M. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М., ИНФРА-М, 2004.