Введение
Цена представляет собой сложнейшее экономическое понятие. Недаром в экономической литературе отсутствует общепринятое определение экономической категории “цена”. Понятие цены можно выразить как сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой.
Исходно, если иметь в виду исторические этапы развития экономической теории, сущность цены была раскрыта на основе теории трудовой стоимости. Значительный вклад в её разработку внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. Суть этой теории заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, то есть совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществлённого труда, израсходованного на производство данного товара.
Цены являются активным инструментом формирования структуры производства и оказывают решающее воздействие на создание общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, определяют уровень жизни граждан.
II Цена как элемент микроэкономического равновесия
1.1 Равновесная цена
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объёмов спроса и объёмов предложения.
Рис. 1. Цена предложения превышает цену спроса (Р >P )
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 1), а объем пред¬ложения не соответствовать объему спроса (рис. 2). В первом слу¬чае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недо¬статочно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не¬выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Список использованной литературы
1. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Ценообразование. – СПб.: «Вектор», 2005. – 224с
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004. – 576с.
3. Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. – Киров:Издательство «АСА», 1995. – 634с
4. Цены и ценообразование. Под ред. д. э. н. проф. В.Е. Есипова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 560с
5. Долженкова В.Г. Статистика цен. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 256 с.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 1997. – 567с.
7. Козырев В.М. Основы современной экономики. М. «Финансы и статистика», 1998.
8. И.К. Салимжанова. Ценообразование. - М.:ТК Велби, из-во Проспект,2003.-360с.
9. Цены и ценообразование. Управленческий аспект. И.Ю.Беляева, О.В.Панина, В.В.Головинский. учебное пособие. Москва КНОРУС 2004.-160с.
10. Цены и ценообразование. Н.А.Голощапов, А.А.Соколов. учебно-методическое пособие. Москва 2004.
11. Т.А.Слепнева, Е.В.Яркин. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-м, 2001.
12. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
13. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по аолитической экономии. – М.: Таурус, Просперус, 1994.
14. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.
15. Маренков Н.Л. Ценообразование / под ред. доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. – М.: Национальный институт бизнеса Ростова-на-Дону: Феникс, 2005.
16. Иванченко И.С. Инфляционная динамика в России: тенденции и прогнозы // Финансы и кредит. -2005. - №5. – с. 62-72.
17. Шварева Н.В. Инфляционные факторы в 1998-2002гг. // Проблемы прогнозирования. – 2003. - №2. – с.72-83.
18. Накоряков В.Е., Гасенко В.Г. Кинетическая модель инфляции // Экономика и математические методы. – 2004. - №1. – с.129-134.
19. Афанасьев А.А. Модель естественного темпа инфляции, инициируемой предприятиями с мягкими бюджетными ограничениями // Экономика и математические методы. – 2001. – с.64-84.