Введение
Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием экономической сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.
Современное сложное состояние экономической сферы настоятельно требует исследования современных подходов к формированию модели финансового механизма бюджетных учреждений социально-культурной сферы. При этом обязательным является четкое определение роли государства, степени и методов влияния его на основы построения, эффективно действующего финансового механизма бюджетных учреждений.
Не вызывает сомнения, что при построении модели финансового механизма во всех сферах национального хозяйства следует исходить прежде всего из финансовой политики государства.
Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе в тем эти проблемы в теоретическом плане освещены недостаточно. Отсутствие на страницах печати необходимой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики.
Глава 2. Государственный долг как фактор кризиса государственных финансов
Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания по управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики.
§2.1. Проблема государственного долга
В последние годы в России проблема госдолга обострилась и приобрела характер долгового кризиса. Это связано с переходным характером российской экономики и конкретной экономической политикой государства. Попытаемся рассмотреть фактор государственного долга как причину и составляющую финансового кризиса, угрожающего экономической безопасности государства.
Кризис финансово-кредитной системы стал, ощутим в России в конце 1997 г. В августе 1998 г. положение обострилось так, что разрушенными оказались финансовый и валютный рынки, коммерческий сектор банковской системы. Девальвация рубля заставила импортеров значительно свернуть свой бизнес, тем самым, сократив рынок потребительских товаров. Сложилась качественно новая ситуация во внешнеэкономических отношениях. Обострился вопрос финансирования дефицита государственного бюджета. Страна оказалась на грани банкротства, не имея возможности платить по своим внутренним и внешним долгам.
Правительство и Центральный банк России выступили с известным заявлением, которое дестабилизировало финансово-кредитную систему. Государство было поставлено в положение банкрота, хотя не отказывалось от погашения долгов, так как речь шла о переносе их на более позднее время. Следствием действий Правительства явилось разрушение рынка ГКО и потеря доверия к российским властям. Прекращение на 90 дней выплат по частным кредитам, полученным на внешнем рынке ссудных капиталов, также серьезно осложнило доступ российских предприятий на внешние рынки кредитов.
Список литературы
1. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев М.: ИНФРА-М, 2001
2. Гонтмахер Е, Ш. Социальная политика: уроки 90-х. М.: Гели ос АРВ. 2000.
3. Гребнек Л. С, Нуреев Р. М. Экономика. Курс основ: Учеб. М: Вита-Пресс, 2000
4. Кудров В. М Мировая экономика: Учеб. М.: БКК. 2000.
5. Курс переходной экономики: Учеб./Пос. под ред. Л. И. Абапкина. М.: АО «Финстатипформ», 2001.
6. Носова С. С Экономический контроль. М : Экономика, 2001.
7. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для эконом, вузов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.
8. Теория переходной экономики: макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Красниковой. ML: ТЕИС, 2000.
9. Теория переходной экономики: макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Герасименко. М.: ТНИС, 2002
10. Банковская система России в 1996-2000 гг.: модели функционирования, тенденции, перспективы развития. Аналитический доклад. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ЦМАКП).
11. Михайлов Л.В., Сычева Л.И., Тимофеев Е.В. Банковский кризис 1998 года в России и его последствия. Научные труды №21Р. - М.:Институт экономики переходного периода, 2000.
12. Обзор экономической политики в России за 1998 год. - М.: РОССПЭН, 2001.