Введение
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
На мой взгляд, мораль долгое время была в нашей стране инструментом легитимации идеологии. Именно поэтому несколько правоведов старшего поколения относятся к понятию мораль сильно насторожено, как, к примеру С.С. Алексеев который на мой взгляд даже несколько преувеличивает, говоря что моральное общество сродни тоталитарному.
Указать причины обособления права и нравственности и вместе с тем разъяснить их непрекращающуюся связь - такова цель моей работы. Я не собираюсь представлять исторический очерк развития нравственности или права. Точно так же я не задаюсь целью выяснить те общие условия социальной жизни, от которых зависит прогресс обеих рассматриваемых областей в их целом. Однако вполне возможно указать отдельные моменты в развитии взаимоотношения между нравственностью и правом и разъяснить некоторые ближайшие причины, влияющие на изменение этого взаимоотношения в истории.
2. Нравственное начало в праве. Моральный закон
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Другое определение морали даёт С.А. Комаров: Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.
Исследуя сущность морали, этики отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма., 1998.
2. Алексеев С.С. Объективное в праве. Правоведение, 1971. ?1
3. Агешин Ю.А. Политика, Мораль, право. М., 1982
4. Бабаев В. К. “Теория государства и права” М. 2002г.
5. Бабаев В.К. Баранов В.М Толстик В.А М.: Юристъ., 1998.
6. Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990
7. Венгеров А.В. Теория государства и права. Т.1. М.: Юристъ., 1996
8. Гегель. Работы разных лет. Т.2. М., 1973
9. Грабко И.И. Основы государства и права в схемах и таблицах. М.: Белые альвы., 1997.
10. Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948.
11. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк М., 1974.
12. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура. Вопросы философии. 1972.
13. Ильин И.А. Порядок или беспорядок? М., 1911.
14. Кант И. Сочинения. Т.4 М., 1965
15. Караева М.П. Право и нравственность в социалистическом обществе. М., 1951.
16. Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1967
17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт., 1998.
18. Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. -М.: Юридическая литература, 1968, 215 с.
19. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997. С. 46-47.
20. Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1904. Т. 1. С. 27.
21. Теория права и государства : Учебник. Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.
22. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М.1998г.
23. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
24. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
25. Матузов Н.И., Малько А.В. «Курс лекций» М.1999г.
26. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Юристъ., 1997.
27. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало., 1998.
28. Марченко М.Н. Политология. М.: Зерцало., 1997.
29. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
30. Нерсесян В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.
31. Новгородцев П.И. Право и нравственность. Правоведение 1995.
32. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1, С.Пб. ,1907.
33. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.
34. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Собр. соч В 2т. М., 1988
35. Спиридонов Л.И. «Теория государства и права» М.2000г.
36. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Казань., 1997. С. 163.
37. Харчев А. Структура морали и личность. М., 1977.
38. Хайкин Я.З. Структура взаимодействия моральной и правовой систем. М., 1972.
39. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000.
40. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. М.: «Былина», 1995.
41. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав. М., 1996. С. 10-12.
42. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С. 18.