Введение
Производство любого товара требует затрат экономи¬ческих ресурсов, которые, в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество ка¬кого-либо товара, которое фирма стремится пред¬ложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, — с другой.
Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Издержки, которые фирма или отрасль несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов.
Следует учесть, что понятия «затраты на производство» и «издержки производства» не тождественны друг другу. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных расходов, а издержки зарубежных фирм включают еще и нормативную прибыль.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ
При выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие — переменный. Издержки фирмы в краткосрочном периоде подразделяются на постоянные и переменные. В долгосрочном же периоде все издержки фирмы становятся переменными, потому что фирма может изменять любые ресурсы.
Постоянные издержки (FC – Fixed Cost) — это затраты фирмы на содержание зданий, аренду земли и/или офисных по¬мещений, капитальный ремонт, заработную плату руководителей высшего звена, проценты по кредиту, налоги на собственность, страховые выплаты и т.п.
Они постоянны в том смысле, что их величина в краткосрочном периоде не изменяется с уве¬личением или сокращением объема производства. Более того, постоянные издержки имеют место даже тогда, когда производственные мощности фирмы простаивают и продукция не вы¬пускается. Постоянные издержки могут изменяться в краткосрочном периоде лишь в одном случае — при изменении цен на постоянные ресурсы (повышении налогов на собственность, увеличении страховых выплат или арендной платы, изменении ставок банковского процента и т.д.).
Список использованной литературы
Учебно-методическая литература
1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004.
2. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
3. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень. – М.: ДЕЛО, 2002.
4. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2003.
5. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2000.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 1998.
7. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2001.
Периодические издания
1. Богатова Т.С. Снижение издержек и повышение качества // Торговое оборудование в России, 2002, №2.
2. Савтюгин А.А. Конкурентные преимущества в стратегии компании // Управление качеством, 2003, №10.
3. Савчук В.П. Стратегическое управление издержками // & Стратегии, 2002, №3.