Введение
Актуальность темы. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и тоже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.
Глава 2. Проблема стрессовых ситуаций, происходящих в социальной и трудовой деятельности человека
2.1. Взаимосвязь конфликта и стресса
Взаимосвязь конфликта и стресса имеет двустороннюю направленность. С одной стороны, причиной конфликта может выступить стрессовое состояние сотрудника, приобретенное вне ситуаций, связанных с конфликтами. С другой стороны, источником стресса может являться конфликтная ситуация, в которую попал сотрудник.
Взаимодействие конфликтных и стрессовых состояний человека имеет сложную и неоднозначную структуру. Вся область эмоционально-психических качеств личности весьма условна и исследуется в зависимости от исходных базовых установок и адекватных им методов исследования. Нас интересует, прежде всего, сфера взаимного влияния стресса и конфликта на уровне организации.
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз¬действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная ста¬дия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляе¬мости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истоще¬ния”, которой соответствует стойкое снижение резервов орга¬низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Раз¬вернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.
Список использованных источников
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Вершинин М.С. Конфликтология. – М.: Издательство Михайлова, 2003.
3. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2003.
4. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
6. Карташева Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. – М.: Инфра-М, 1999.
7. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.
8. Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.
9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999.
10. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
11. Конфликтология: Хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. – М.: МПСИ, 2002.
12. Конфликты и пути их разрешения // Вопросы психологии. – 2001. - №4.
13. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация. – М.: Вента – Пресс, 2001.
14. Мескон М.Х.. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело. 2000.
15. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций // Вопросы психологии. – 1998. №11.
16. Природа социального конфликта // Вопросы психологии. – 2002. №6.
17. Ратников В.П., Голубев В.Ф. Конфликтология. – М., 2001.
18. Рушман Э.М. Как преодолеть стресс. - М.. 1998.
19. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.
20. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс. 1979.
21. Соколов А.М. Социальная конфликтология. – М.: М.: ЮНИТИ, 2001.
22. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов // Менеджер. №11. 2000.
23. Столяренко. Основы психологии, 1998.
24. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО «Лейла», 1994.
25. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.,1981.
26. Штайнер К. Как снять стресс. - М.: Прогресс-Универс, 1993.