ВВЕДЕНИЕ.
Национальные интересы любой страны, в том числе и России, вклю¬чают основополагающие цели: го¬сударственная независимость и процветание народа, защита и благополучие территории его жиз¬недеятельности, сохранение и развитие культурно-духовных цен¬ностей,
Сегодня экономическую безо¬пасность для России следует рас¬сматривать как важнейшую харак¬теристику экономической систе¬мы, которая определяет способ¬ность реализации национально-государственных интересов неза¬висимо от «форс-мажорных» ситу¬аций, устойчивую, стабильно раз¬вивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов, достой¬ные условия жизнедеятельности населения, устранение возникаю¬щих угроз их достижению. Это от¬носится как к внутренней, так и к внешнеэкономической деятельно¬сти (ВЭД).
Тарифная и нетарифная политика на современном этапе стала составной частью внешнеэкономической деятельности государства. Она осуществляется посредствам установления экспортных и импортных таможенных пошлин и специальных нетарифных методов ее целью является защита внутреннего рынка Российской федерации.
Цель моей работы анализ тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в нашей стране. Я ставлю себе такую задачу, потому что эта одна из ключевых проблем нашей экономики. Как мы знаем, наш экспорт имеет сырьевую направленность, а в государственный бюджет идут значительные поступления за счет пошлин на сырье. К счастью цены на сырье на мировом рынке пока благоприятны для нас и в апреле 2004 года Государственная Дума приняла закон о повышении экспортных пошлин на нефть, который позволит пополнять бюджет на миллиарды долларов в год. Другая проблема заключается в том, что наша страна уже не первый год пытается вступить в ВТО, но позиции Российской Федерации в корни отличается от позиции руководство этой организации. Руководство ВТО требует заведомо невыполнимые условия (большинство требований относятся к сфере тарифного и нетарифного регулирования).
Прежде всего, нам следует определиться необходимо ли нам вступать в эту организацию или нет? Если да, то «не бежать туда сломя голову», а выждать благоприятный момент, когда требования этой организации к нашей стране станут более разумными.
Другая проблема, отношения нашей страны с ЕС, это организация игнорирует многие наши требования и просьбы и ведет большое число антидемпинговых расследований против нашей страны. Считаю, в отношениях с ЕС следует занять жесткую позицию и не бояться угроз с ее стороны. Жесткая позиция уже дает нам первые плоды, что подтверждается саммитом прошедшим 21 мая 2004 года в Москве. Для совершенствования тарифного и нетарифного регулирования необходимо перенимать опыт высокоразвитых зарубежных стран, в которых уже многие годы развиваются рыночные отношения.
2. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ
2.1 Основные инструменты нетарифного регулирования в РФ.
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Применение нетарифных методов государственного ре¬гулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста¬навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же соз¬давать благоприятные предпосылки для эффективного раз¬вития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про¬изводителей и потребителей. Наиболее эффективно систе¬му нетарифного регулирования применяют в рамках внеш¬неторговой политики развитые страны.
Список использованной литературы:
1. Туров А.В. «От монополии внешней торговли к регулированию внешнеэкономической деятельности», Внешнеэкономический бюллетень 2004г.№1.
2. Водянов А.В. «тарифное регулирование импорта в предверии присоединения России к ВТО. Российский экономический журнал 2002г.
3.Юдина Л. «Золотые баррели для бюджета»; Труд,2005г.
4.Шевцов Н.»Окно в Европу»; Труд, 2005г.
1.Косолапов Н. Международные отношения и мировое развитие //Мировая экономика и мировое развитие.2000 -№2.-с.104 – 113.
2.Покровский В.В каких условиях вступать России в ВТО?//Российская Федерация сегодня –2002-№5.-с.48 –49.
3.Андронов В. Экспортные возможности и импортные потребности России. Экономика России// Маркетинг.-2001. -№2. –с.3 – 16.
4.Борисевич.Таможная составляющая экономической безопасности России// Социально – гуманитарные знания.-2002.-№1.-с.302 – 316.
5.Андронов В. Внешнеторговое регулирование и внешнеэкономическая стратегия России// Маркетинг.-2001.-№5, с.3 - 9.
6.Козырин И. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Комментарий закона.// Хозяйство и право –1998.№3. –с.21 – 29.
7. Закон РФ «О таможном тарифе». Таможенный кодекс Российской Федерации. Комментарий. Библиотечка «Российской газеты», вып.№23,1996, с.217 – 238.
8.Постановление Правительства РФ от 27.12.96 г. №1560 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе РФ».
9.Постановление Правительства РФ от 22.10.1997 года №1347 «Вопросы таможенно – тарифной политики».
10. МЭО. Под редакцией Киреева А.П., Юнити 2002г.
11. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения «Юрист» 2002
12. Андрианов В.Д Россия в мировой экономике. Учебное пособие Владивосток 2000г.
13. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник под редакцией Смитниченко Б.Ж. Поспелова В.К. М:Мастерство, 2002г, 304с
14. Международные экономические отношения Проблемы и тенденции развития/ Черкасов Н.А., Демин А.А., Ключников А.А. Под редакцией Черкасова Н.А. ЛГУ 1990
15. Международные экономические отношения Учебник/ Под общ. Редакцией Рыбалкина В.Е. 2-е издание переработанное и дополненное. М.: ЗАО «Бизнес-школа», « Интел-синтез»: Дипломатическая академия при МИД РФ 1998
16.Жуков Е.Ф. Капасва Т.И. Литвиненко Л.Т.:Юнити-Дана 2000-485с
17. Пузакова Е.П. МЭО: Учебное пособие Ростов н/д 2000 МЭО
18. Семенов К.А. МЭО: Курс лекций М.: Гардарики. 1999г.
19. Щербанин К.И. МЭО Интеграция.
20. Сергеев Е.Ю. МЭО Курс лекций-М.:Информационный центр « Маркетинг» 2000-328с
21. Добрынина Е. «ВТОрое окно в Европу», Российская газета 2004г.