ВВЕДЕНИЕ
Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, педагогов, философов, работников правоохранительных органов. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы.
В настоящее время отсутствует научно обоснованное определение агрессии и агрессивности. Под агрессивностью большинство авторов (Левитов Н.Д., 1972; Ениколопов С.Н., 1976; Басс А., 1961; Берковиц Л., 1962; Эйдемиллер Э.Г., 1997) понимают разнообразные действия, выражающие мысли и эмоции, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека/группы людей, наносят материальный ущерб, блокируют его/их намерения, противодействуют его/их интересам, ведут к его/их уничтожению.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание разных специалистов- психологов, психиатров, социологов и криминологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости. Насилие стало характерной приметой настоящего времени и пронизывает все сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, особенностям личности.
Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей с асоциальными ориентациями, с высоким уровнем групповой солидарности. Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности и среди обычных подростков.
Реформирование российского общества сопровождается кризисом и преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации – семье, школе, трудовой деятельности – прежде всего, отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависят судьбы реформ, будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Сегодня исследование социальных проблем вступающего в жизнь поколения, сознание которого не зашорено идеологическими штампами застойных лет, является, как никогда, актуальным. Нормативно-ценностный кризис, сопровождающих реформирование российского общества, зачастую приводит к тому, что молодые люди не имеют целостного устойчивого мировоззрения, духовного стержня, скатываются на путь цинизма, нигилизма, безверия.
Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Диагностика состояния агрессии у старшеклассников (методики исследования)
Целью исследования явилось выявление уровня агрессивности старшеклассников.
Объектом исследования были учащиеся 10-х классов общеобразовательной средней школы п. Михнево Ступинского района Московской области (30 человек).
Предмет исследования – проявления агрессивности старшеклассников.
Мною была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности агрессивности у старшеклассников связана с возрастными особенностями личности (ранний юношеский возраст).
В ходе исследования решались следующие задачи:
- Выявление наличия агрессивного поведения у детей данной возрастной группы;
- Выявление степени выраженности агрессивности у старшеклассников;
- Анализ полученных результатов.
Проблема детской агрессивности является очень актуальной на современном этапе, вызывает к себе интерес. На протяжении периода существования советской детской психологии данная тема игнорировалась. Дети с проявлениями агрессивных реакций оценивались как капризные, избалованные, непослушные. Сейчас в повышенном внимании нуждаются дети с отклонениями в поведении. Педагоги призваны помочь им, а не навредить, как это иногда бывает из-за отсутствия необходимых знаний по данному вопросу.
Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?
Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб.пособие. – СПб: Питер, 1997. – 336 с.
4. Детский психолог / Под ред. Е.И. Рогова. – Ростов-на-Дону, 1992. – 198 с.
5. Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России. Автореферат. – Новосибирск, 2000.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464с.
8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. - № 6. – С. 168-173.
9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1994. – 272 с.
10. Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
11. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика // Журнал психолога. – 1999. - № 7-8.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за¬ведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за¬ведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное посо¬бие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
16. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.
17. Практикум по психодиагностике. – М.: Педагогика, 1990. – 214 с.
18. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 128 с.
19. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
20. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. – Мн.: Нар.асвета, 1983. – 478 с.
21. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999. – 640 с.
22. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2000. – 480 с.
23. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.
24. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук.думка, 1989. – 200 с.
25. Социальная психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвеще¬ние, 1987. – 224 с.
26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Изд. 3-е, перера¬б. и доп. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 672 с.
27. Устинова Н.Е. Особенности агрессивности у старшеклассников. МГУ им. М.В. Ломоносова // Сеть Internet (http://psychology.ru/lomonosov/tesises).
28. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с.
29. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
30. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 1975. – 132 с.